Музей современного искусства «Гараж»: Bauhaus imaginista. Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты

Проект bauhaus imaginista организован Музеем современного искусства «Гараж» в сотрудничестве с «Объединением Баухауса Берлина, Дессау и Веймара», Гёте-Институтом и Домом культур мира (Берлин) по случаю столетия школы Баухаус.

bauhaus imaginista.
ШКОЛА В ДВИЖЕНИИ. АРХИТЕКТОРЫ-ИНТЕРНАЦИОНАЛИСТЫ

12 сентября — 30 ноября 2018

Выставка «Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты» — часть междисциплинарного международного проекта bauhaus imaginista, прослеживающего, как идеи Баухауса развивались в различных культурно-политических контекстах (российском, чилийском, мексиканском, индийском, китайском, нигерийском, североамериканском, израильском и палестинском), разнесенные по странам мира представителями этой школы.

Выставка в Музее «Гараж» посвящена комплексным связям между Баухаусом и СССР, рассмотренным сквозь призму деятельности бывших преподавателей и учеников Баухауса в Москве. В центре ее внимания — выпускники и студенты школы, которые сопровождали ее второго директора Ханнеса Майера во время визита в СССР в 1930-х: архитектор Филипп Тольцинер, который провел остаток жизни в Москве, архитектор и градостроитель Конрад Пюшель и архитектор Лотта Стам-Безе — первая женщина, обучавшаяся на отделении строительства Баухауса в Дессау.

Сегодня их личные вещи хранятся в Архиве Баухауса в Берлине, Архиве Баухауса в Дессау, Музее немецкой архитектуры во Франкфурте, Институте истории и теории архитектуры Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Нидерландского архитектурного института в Роттердаме. Коллекции обладают своей историей и структурой. Они отражают подход каждого из архитекторов к отбору и организации материала, а также субъективную память и неопределенный, фрагментарный характер составляющих их реликвий.

Материалы выставки — фотографии, письма, коллажи, вырезки, личные записи, схемы, манифесты, архитектурные наброски и планы — показывают связь архитекторов со школой Баухаус, с Советским Союзом и идеями социализма и коммунизма. Они отражают различные попытки написать индивидуальную и коллективную истории, сохранить необходимое, понять практики сотрудничества и отсылают к опыту миграции, проливая свет на личностный аспект в истории модернистских утопий.

К организации выставки в Музее «Гараж» привлечены современные специалисты, по роду своей деятельности так или иначе имеющие дело с геополитической, социальной и художественной историей, которым было предложено дать свое толкование этих личных архивов и материалов, связанных с социалистическими взглядами героев выставки и их работой в СССР. Среди них — художница Алиса Крайшер, теоретик Дорен Менде и историки архитектуры Татьяна Эфрусси и Даниель Талесник. Все они выдвинули свой проект контекстуализации архивного знания. Их несхожие подходы к архиву перекликаются с субъективным характером тех «историй», которые выстраивали сами архитекторы Баухауса.

На выставке будут представлены их интерпретации архивов, материалы, созданные в ходе работы, а также материалы самих архивных собраний, отобранные кураторами. Консультантом по вопросам выставочного дизайна выступила группа «Кооператив политики репрезентации» (Берлин).

В рамках публичной программы выставки художница Венделин ван Олденборг представит свое исследование жизни и творческого наследия Лотты Стам-Безе, которая, проработав некоторое время в Орске (Оренбургская область), в 1935 году переехала в Нидерланды, где получила известность благодаря участию в реконструкции Роттердама после Второй мировой войны. Это исследование служит подготовительной частью работы, которая будет представлена художницей на юбилейной выставке в Доме культур мира (Берлин) в 2019 году.

Выставка bauhaus imaginista. «Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты» подготовлена Марион фон Остен и Грантом Уотсоном, независимыми кураторами, совместно с Анастасией Митюшиной, куратором Музея «Гараж», и историками искусства и архитектуры Аней Гуттенбергер, Томасом Флирлем и Даниелем Талесником.

Баухаус был новаторской школой архитектуры, искусства и дизайна, просуществовавшей четырнадцать лет. Основанный в Веймаре в 1919 году, Баухаус по политическим причинам переехал в Дессау в 1925-м, а потом в Берлин в 1932-м, где в следующем году был закрыт нацистами. Несмотря на короткую историю, школа выработала новый подход к педагогике: опираясь на изучение материалов, студенты учились отвечать на новые общественные запросы, возникшие после катастрофы Первой мировой войны. В центре их внимания находилось не столько произведение искусства само по себе, сколько процесс строительства с сопутствующей коллективной работой. Преподаватели и студенты Баухауса занимались радикальным переосмыслением мира, общества и повседневной жизни, утверждая новый дух дизайна. Отвергнув принципы и традиции, казавшиеся бесспорными, Баухаус попытался преодолеть границу между искусством и ремеслами. Под руководством трех сменивших друг друга директоров — Вальтера Гропиуса, Ханнеса Майера и Людвига Миса ван дер Рое — школа последовательно развивала новые принципы. Преподаватели и студенты Баухауса были активными участниками интернационального модернистского движения и после закрытия школы разъехались по разным странам мира. Методы и идеи Баухауса продолжали развиваться и приспосабливаться к условиям и ситуациям.

Участники

Алиса Крайшер (род. 1960, Герольштайн) — художница. В творческой и теоретической практике занимается вопросами экономической и институциональной критики, глобализации и истории капитализма. Будучи одной из ключевых фигур движения политического искусства в Германии 1990-х годов, Крайшер принимала участие в многочисленных коллективных выставках, публикациях и других проектах. В качестве сокуратора таких важных выставок, как Messe 2ok (1995), ExArgentina (2004) и «Принцип Потоси» (2010), Крайшер выработала специфическую кураторский подход, который близок ее художественным и исследовательским методам, включающим, среди прочего, работу с архивными материалами. Автор ряда статей в журналах и фэнзинах. Недавние персональные выставки Крайшер: In the Stomach of the Predators (галерея KOW, Берлин, 2014), Culturgest (Лиссабон, 2017). Основные групповые выставки: documenta (Кассель, 2007), 13-я Стамбульская биеннале (2013), Out of the Dark (галерея KOW, Берлин, 2016), Живет и работает в Берлине.

Дорен Менде (род. 1976, ГДР) — куратор, теоретик, художница, профессор политики кураторства и руководитель магистерской программы межкультурной коммуникации и Ph.D.-форума в Университете искусства и дизайна в Женеве. Директор и соосновательница Института Харуна Фароки в Берлине (вместе с Томом Холертом и Фолькером Пантенбургом). Исследовательские проекты Менде связаны с разносторонним осмыслением таких тем, как формирование архивов, политика репрезентации, социализм эпохи деколонизации, роль экономики и геополитики в выставочной деятельности после 1989 года. В настоящее время участвует в долгосрочном коллективном проекте «Принцип навигации», целью которого является понимание неустойчивых оснований (не)знания в XXI веке. Среди ее кураторских проектов: Navigating Turbulence (исследовательская программа в области межкультурной коммуникации Университета искусств и дизайна в Женеве, 2015 — по настоящее время), K. P. Brehmer Real Capital–Production (галерея Raven Row, Лондон, 2014), Of Violence (Голландский художественный институт и EVA International, Дублин, 2014). Кураторский проект Менде Double Bound Economies (совместно с Армином Линке и Эстель Блашке) будет представлен в этом году на Пусанской биеннале. Живет и работает в Берлине и Женеве.

Татьяна Эфрусси (род. 1988, Москва) — художница и искусствовед, член художественного коллектива «Летучая кооперация». В настоящее время обучается в Национальной высшей школе изящных искусств в Париже и является докторантом Кассельского университета (Германия), где работает над диссертацией «Ханнес Майер — советский архитектор (1930–1936)». В последние годы участвовала в таких выставках, как «Нельзя быть слишком осторожным» (ЦЭХ, Минск, 2017), Eccentric Values after Eisenstein (совместно с Еленой Фогман, пространство Diaphanes, Берлин, 2018), «Эскапизм. Тренинговая программа» (ЦТИ «Фабрика», Москва, 2018). Среди кураторских проектов: «Баухаус в Москве» (галерея «Вхутемас», Москва, 2012). «Кому это надо» (Сколково, Москва, 2015). Живет и работает в Париже, Берлине и Москве.

Даниель Талесник (род. 1979, Сантьяго) — архитектор и урбанист, уделяющий особое внимание архитектурной педагогике и взаимоотношениям между архитектурой и политическими идеологиями. Получил Ph.D. в Колумбийском университете в мае 2016 года (тема диссертации «Странствующий красный Баухаус, или Третья эмиграция»). Автор ряда статей. Преподает в Колумбийской магистерской школе архитектуры, реставрации и планирования и в Школе архитектуры Католического университета Чили. В 2016–2017 году — приглашенный преподаватель Иллинойского технологического института. С сентября 2017 года преподает в Мюнхенском техническом университете и является научным сотрудником Музея архитектуры при университете.

В России проект bauhaus imaginista. «Школа в движении. Архитекторы-интернационалисты» реализуется Музеем современного искусства «Гараж» в сотрудничестве с «Объединением Баухауса Берлина, Дессау и Веймара», Гёте-Институтом и Домом культур мира (Берлин). Этот исследовательский проект, включающий в себя выставки, мастер-классы и симпозиумы, инициирован в связи со столетием основания Баухауса. Его продвижению будет способствовать международная активность Гёте-Института, а заключительная выставка в Берлине (2019) станет частью долгосрочного проекта «Сто лет настоящего», проводимого Домом культур мира. Проект bauhaus imaginista стал возможен благодаря поддержке Комиссии по вопросам культуры и информации Федерального правительства Германии, Германского федерального фонда культуры и Министерства иностранных дел Германии. Проект bauhaus imaginista организован в сотрудничестве с Китайским музеем дизайна в Ханчжоу, Независимым административным институтом Национального художественного музея и Национального музея современного искусства в Киото и SESC (Сан-Паулу), а также отделениями Гёте-Института в Китае, Нью-Дели, Лагосе, Москве, Нью-Йорке, Рабате, Сан-Паулу и Токио.

Фото КоммерсантЪ/Ani Arnold Collection

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 17, 2024 - 19:32

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открывается уникальная выставка «Спасенные шедевры.

 

Апрель 17, 2024 - 11:39

В музее-заповеднике «Павловск» завершилась реставрация бюста римского поэта. Исследователи расходятся во мнениях: одни полагают, что это скульптурное изображение Гесиода, другие – Сенеки.

 

Апрель 16, 2024 - 13:47

Военно-медицинский музей открывает выставку «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления».

 

Апрель 15, 2024 - 19:07

11 апреля в Екатерининском корпусе музея-заповедника «Петергоф» завершился первый этап воссоздания исторического образа одного из интерьеров — «Опочивальни».