В Мраморном дворце Русского музея покажут коллекцию Наталии Опалевой "Параллельные Вселенные. От абстракции к артефакту"

Русский музей представляет выставочный проект «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» — произведения 36 художников второй половины ХХ века из собрания Наталии Опалевой, известного коллекционера, создателя и генерального директора Музея AZ (Анатолия Зверева).

Посетители Мраморного дворца увидят более 200 живописных и графических работ мастеров андеграунда 1960–1980-х годов: произведения Анатолия Зверева, Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Олега Целкова, Лидии Мастерковой, Эрнста Неизвестного и многих других.

Почти все они, ставшие известнейшими мастерами во второй половине ХХ века, начинали искать свой путь в эпоху оттепели, и представленные на выставке ранние работы, иногда стилистически разобщенные, тем не менее дают единое ощущение эпохи.

«Коллекционеры и музеи по существу — близкие родственники. У них общие корни, гены, цели и задачи. Любовь к предмету собирательства, забота о его здоровье и счастливой жизни в настоящем и будущем — главные приметы коллекционера, будь то музей или одинокий собиратель искусства», — говорит в статье к каталогу выставки Евгения Петрова, заместитель генерального директора Русского музея.

Коллекция начиналась как монособрание — с работ Анатолия Зверева — однако в настоящий момент, по прошествии двадцати лет, она состоит из более чем 2,5 тысяч работ художников, представляющих не только московскую неофициальную арт-сцену 1960–1980-х годов, но и известных ленинградских художников — Евгения Михнова-Войтенко, Евгения Рухина, Глеба Богомолова, Владимира Стерлигова.

Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ, коллекционер:

«На выставке “Параллельные вселенные” будут представлены лучшие работы из моей коллекции. О каждой из них можно рассказать историю, ведь за пятьдесят-шестьдесят лет их бытования накопилось немало фактов — как работа была создана, кем и как приобретена, в какую коллекцию попала, на каких выставках и в каких странах побывала и как в конце концов попала в мое собрание… При отборе работ для выставки было решено основным ядром экспозиции сделать абстракцию — ведь именно абстракция как стилистический прием занимала главное место на ранней стадии формирования так называемого неофициального искусства. Через абстракцию прошли многие художники-шестидесятники; тех, кто посвятил ей всю свою жизнь и творчество, гораздо меньше».

Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея:

«Думаю, Наталия Опалева сразу определила для себя правило: собирать только близких художников. Просто для нее, несомненно, важно было проявление персоналистского эмоционального начала.

В результате возникала авторская репрезентация художественного процесса, ценная не всеохватностью, а какими-то новыми сцепками, конфигурациями, контрапунктами. И в этом плане значимость работ художника для коллекции определяется не его местом в сложившейся общепринятой иерархии, а способностью его творчества генерировать связи: мироощущенческие, стилистические, даже — тематические.

Ткань коллекции позволяет вытянуть и другие содержательные нити. Произведения в нее, как уже говорилось, отбирались в расчете на их добрососедство. Значит, будут завязываться новые отношения, разыгрываться новые сюжеты. Разумеется, с участием зрителей».

Михаил Каменский, искусствовед:

«На сегодняшний день состав собрания дает полноценное представление не только об эпохе нонконформизма, но и очевидным образом выходит за хронологические рамки 1960–1980-х годов, перетекая в наши дни. Это, на мой взгляд, является важнейшим творческим результатом и реализацией амбиций Наталии Опалевой, живущей по собирательским заветам Георгия Костаки. Костаки, благодаря современной части своего собрания, смог наглядно продемонстрировать генезис развития русской авангардной мысли от первых изобразительных экспериментов начала ХХ века до исканий нонконформистов в его второй половине».

Само название выставки «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту» задает вектор построения экспозиции. Пластическое решение пространства, предложенное автором дизайн-концепции Анатолием Голышевым, представляет образ ковчега с произведениями, плывущего по воображаемому Млечному пути. На архитектурную ось нанизаны семь залов, представляющих коллекцию в ее цельности и полноте. Гостей выставки сопровождают медиа-инсталляции Платона Инфанте, музыка авангардного композитора-шестидесятника Николая Каретникова и документальный фильм об эпохе оттепели, подготовленный Музеем AZ. 

Коллекция работ художников-нонконформистов, собранная генеральным директором и основателем Музея AZ Наталией Опалевой, сегодня является одной из самых значительных в России. Наиболее ярко коллекция была представлена во Флоренции в Фонде Франко Дзеффирелли, а затем в проекте «Свободный полет», который в 2019 году открыл Западное крыло Новой Третьяковки.

 

Фото vesnaskoro.com

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Март 28, 2024 - 04:02

Вся поездка в Гатчину затевалась для посещения комплекса «Мирным гражданам Советского союза, погибшим в годы Великой Отечественной войны» в посёлке Зайцевокомплекса «Мирным гражданам Советского союза, погибшим в годы Великой Отечественной войны» в посёлке Зайцево.

 

Март 27, 2024 - 03:28

С 1 апреля Летний и Михайловский сады закроются на просушку и будут недоступны для посещения в течение месяца.

 

Март 27, 2024 - 02:42
Задумывались ли вы когда нибудь, гуляя по Гатчине, что во время оккупации в этом доме был штаб немцев, в этом — контрразведка, здесь — биржа труда, посещение которой было обязательным.

 

Март 26, 2024 - 05:37

Выставка приурочена к 210-летию взятия Парижа русскими войсками и их союзниками в марте 1814 г.