"Мир свободы". Как основать малый бизнес, используя мечту и любовь к путешествиям

Владелица туристического агентства MAYEL Travel Майя Котляр рассказала ТАСС о балансе в личной жизни и бизнесе, индивидуальных путешествиях с грузинским акцентом и о том, почему репутация — это не пустой звук.

— Майя, когда вы впервые задумались о собственном малом бизнесе?

— Давайте тогда немного предыстории: я родилась в семье грузинских евреев. Семья у меня традиционная, родители всегда видели меня в роли послушной дочери, а затем уже в качестве жены своего мужа и матери. На протяжении долгого времени я старалась соответствовать их ожиданиям, закончила по их настоянию мединститут по специальности  "провизор ". Уже тогда понимала, что не мое. Но я была упертая — добившись максимальных высот в этой профессии, потом сделала карьеру в фармацевтическом бизнесе. Остановилась, когда поняла, что, имея месячную зарплату в несколько тысяч долларов в статусе бренд-менеджера, я не чувствую себя счастливой, а работаю "как белка в колесе". Тогда пришли первые мысли о бизнесе, это был 2008 год.

— К тому моменту у вас не было баланса в карьере и личной жизни?

Нет, у меня просто не было времени на личную жизнь: я работала, постоянно строя карьеру. В какой-то момент мама сказала, что я работаю наравне с мужчинами. Вот только счастья мне это не приносило. Мне было 25 лет,  я могла позволить себе почти все, о чем мечтают "белые воротнички": путешествия, брендовые вещи, но не было одного — свободы. Оказалось, мне она нужна как воздух. Поэтому я оказалась заперта "в клетке", кроме того, наступило профессиональное выгорание. Я знала, чего могу добиться еще через пять лет, но для чего? На этот вопрос ответа я не нашла.

— Что было дальше?

— Вы хотите услышать, что я сразу побежала открывать бизнес? Нет, это не так. Я думала и мечтала о собственном деле каждый день после того, как впервые об этом задумалась, но дала себе зарок проработать еще несколько лет, откладывая деньги на свою мечту.

— Мечта была визуализированная? Знали, чем конкретно хотите заниматься?

— И опять отвечу — нет. Абсолютно не знала, чем хочу заниматься. Я знала, что уйду с работы в любом случае. Поэтому оставила себе время на отработку различных бизнес-планов: от автомоек до онлайн-платформ для салонов красоты и так далее.

— Что вас мотивировало в оставшееся время?

— Была колоссальная поддержка брата. Он верил в меня даже тогда, когда я сама в себя не верила. Я ему многим обязана в плане становления бизнеса. В 2012 году я настолько устала от наемной работы, что ушла достаточно спонтанно. После этого момента я полностью обнулила свою жизнь и начала все с самого начала.

— Каким образом?

— Я избавилась от токсичного окружения и людей, которые своей философией жизни "тянули вниз". Я поняла для себя, что бизнес — это не радужная сказка и только от тебя зависит, пойдет он вверх или вниз. Год я проболталась в раздумьях и осознании этой неприглядной, но, безусловно, жизненной стороны бизнеса. Я долго думала и долго боялась. Потом я поняла, что мне нужно перезагрузиться, и уехала путешествовать в Италию. В поездке пришло понимание, что я очень люблю путешествовать — это мое хобби, к тому времени я успела объездить более 60 стран. Именно там окончательно утвердилась в мысли, что не хочу, чтобы чужие люди планировали мою жизнь. Я хочу баланса в жизни и в работе, а свой бизнес способен это дать. После этого осознания реальность начала резко меняться, как по волшебству. Это был 2013 год: тогда я запустила первый маленький, но свой бизнес и встретила будущего мужа (улыбается).

— Так разве бывает?

— Я все больше убеждаюсь в том, что наша реальность зависит от того, как ты себя настроишь, то же самое  касается и бизнеса. Когда начала делать на ниве бизнес-туризма первые шаги, столкнулась с тем, что не хватает именно индивидуальных туров. Я вспомнила, что, будучи путешественником, всегда стремилась к посещению не массовых мест, старалась проживать не в гостиницах, а в доме местных жителей — все мои путешествия почти всегда были с интеллектом. Я поняла, что нашему рынку таких туров как раз и не хватает. В итоге сосредоточилась именно на индивидуальных турах. В мае 2013 года открылась моя компания, но это было только начало пути, такой маленький шажок малого предпринимателя.

— С чего начали работу?

— Конечно, с изучения юридических аспектов — туризм жестко регламентируется законом. Поэтому нужно знать законы о защите прав потребителя и законы РФ как азбуку. Помимо этого я начала планомерную работу в привлечении правильных и надежных партнеров за рубежом, а также в поиске сотрудников, из которых можно было бы сделать сильную команду. Ну и правильное позиционирование своей компании тоже заняло время и ресурсы. На все это ушло 1,5 года, только спустя этот срок я сформировала сильную бизнес-модель, с которой могла выйти на рынок.

— А не было желания сразу сорвать куш и заработать на быстрых сезонных турах?

— Нет, я строила свою компанию всерьез и надолго. Была финансовая подушка безопасности, накопленная за время наемной работы, это позволяло стартовать медленно, но качественно. Кроме того, моя компания изначально и сейчас базируется на моей репутации, а в нашей сфере — это все. Тем более что наши клиенты весьма искушенные путешественники и ошибаться нельзя, ведь ты отвечаешь своим именем.

— К слову, как вы преодолели валютный кризис 2014 года, когда все подорожало в 2 раза, в том числе и туры?

— Это было сложно. Позвольте напомнить, что до валютного кризиса, по официальным данным, было 2 тыс. туроператоров и 4 тыс. агентств, а стало 800 туроператоров и 1,5 тыс. агентств. Всем было очень непросто. И мы не исключение. Из-за того что серьезные туристические гиганты "схлопывались" буквально за один день, кризис недоверия к турбизнесу у людей рос огромными темпами. Мы стали четко доносить до людей, кто мы и в чем наша надежность, делая упор на качество и "незыблемость заключенных контрактов". Мне самой пришлось лично пересмотреть кучу имеющихся контрактов с партнерами и переформатировать работу как с ними, так и с клиентами. Это стоило бессонных ночей, но мой бизнес выдержал.

— Действительно, непросто. Я заметила, что фишкой своего бизнеса вы сделали Грузию. Понятно, что родные края. Но если говорить искренне, насколько туристам это направление нравится?

— Еще пять лет назад наши туристы не интересовались Грузией, все помнят советское время, но оно давно прошло. Я подумала, что могу возродить свою родную страну как эксклюзивное туристическое направление для самых взыскательных путешественников. И у меня это получилось: за счет создания теплой гостеприимной атмосферы на месте, посещения аутентичных мест, недоступных массовому туристу. Я лично отбирала гидов, отели и принимающую сторону. Да что там, даже сервис и мытые машины для трансферов первоначально очень жестко отслеживали. Хотелось сделать так, чтобы турист не только почувствовал радушное грузинское гостеприимство во всей его красе, но и понял, что его ждут, любят и ему здесь просто максимально комфортно. В итоге нам удалось создать и это ощущение и в числе первых компаний запустить туристический тренд на Грузию. Грузия стала нашим флагманом и в последующие пять лет давала 40% продаж.

— Поговорим о деньгах, когда появилась первая чистая прибыль?

— Чистая прибыль появилась спустя полтора года после запуска компании. Ну и пришлось подождать, когда сарафанное радио заработает, — на это тоже нужно закладывать от двух лет. Я даже первый год не платила себе зарплату. Сегодняшний оборот компании достигает до 1 млрд рублей. Конечно, я не планирую останавливаться на достигнутом.

— В чем ключевой фактор успеха в становлении вашего бизнеса?

— Общение с персоналом. Честно. Это у меня занимает порядка 40% рабочего времени. Я очень много общаюсь с сотрудниками, чтобы понять их личное состояние, также мне важно понимать, на каком жизненном этапе сейчас находится человек. На самом деле, все это напрямую сказывается на работе. Поэтому я всегда понимаю, как я могу помочь в психологическом и рабочем плане. К слову, на отечественном рынке многие работодатели не уделяют этому время, а зря: большинство сложностей и проблем можно выявить, поговорив с сотрудником. Кроме того, отношения в коллективе также напрямую влияют и на общение с клиентом. Поэтому я стараюсь создавать максимально комфортную рабочую обстановку: надо уйти в пять вечера — уходи, но если клиент позвонил в час ночи, то будь добр — ответь ему. Система работает без сбоев.

 — Для развития используете какие-либо государственные площадки?

 — С точки зрения развития моего бизнеса мне интересен такой сервис, как Портал Бизнес-навигатора МСП (электронный онлайн-сервис поддержки малого бизнеса — разработка Корпорации МСП — прим. ТАСС). В нем есть разделы аналитики и потребительских предпочтений, которые я отслеживаю, в том числе и через эту площадку. Кроме того, там есть постоянно обновляющийся список коммерческой недвижимости по России, который я использую, а еще там можно осуществлять мониторинг контрагентов.

— Вы начали бизнес, думая о достижении  баланса в личной жизни. Сейчас вам это удается?

— Скажу честно, до сих пор не удается, но я в разы счастливее. Я не глянцевая мама из Instagram (популярное приложение для обмена фотографиями — прим. ТАСС), которая красуется в социальных сетях: какая молодец — борщ сварила, с ребенком погуляла, на работу успела. Я не такая мама. Я думаю, что вряд ли приду к балансу. Я не готовлю каждый день завтраки и не каждый день вожу своих детей в детский сад, но, когда мне нужно, я отключаюсь от "бизнес-текучки", занимаясь своими семейными делами, — в этом свобода моего выбора и действий. Если мне надо, то я приеду домой в обед и пожарю детям котлеты, никто меня в этом не остановит. Но потом, конечно, поеду на работу. Понимаете, в чем кайф?

— Я поняла, в свободе действий. И это прекрасно. Ну и завершающий вопрос: куда можно дешево полететь на Новый год и какие могут быть нетрадиционные места для встречи Нового года?

— Если говорить о дешевых вариантах, то это старая матушка Европа: Прага, Вена, Барселона, Будапешт, Берлин, Рим. А вот с точки зрения неизбитых мест — можно съездить в Португалию. Это страна, которая удивляет даже самого взыскательного туриста. Она потрясает своей самобытностью и неординарностью. Из дальних стран можно посетить Бали или Сингапур, также можно поехать в Фиджи, которые существенно дешевле Мальдив. Ну а вообще для встречи Нового года обязательно хорошее настроение и, конечно, загадайте желание. Мои сбываются. Точно вам говорю.

Беседовала Юлия Ермилова

Фото: © Личный архив Майи Котляр

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Апрель 5, 2024 - 05:54

Эксперты компании  лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика ИТ-решений для отрасли, проанализировали бронирования представителей бизнеса и выяснили, как изменился спрос на командировки по России в I квартале 2024, какие индустрии отправляли своих сотрудников в деловые поездки и в какие города.

 

Март 17, 2024 - 17:07

Платформа для планирования путешествий Wildberries Travel планирует запустить продажу туристических услуг в сотрудничестве с Российским союзом туриндустрии.

 

Февраль 22, 2024 - 04:26

Туроператорам, которые продают горящие туры, предложили дать право оформлять электронные путевки позже, чем предусмотрено законом о туризме сейчас.

 

Январь 31, 2024 - 09:11

Уровень цифровизации туристической отрасли в России, который обеспечивается не только на федеральных, но и на региональных интернет-площадках, можно оценивать как достаточно высокий.