Михайловском дворце открылась выставка "Павел Жуковский. К 175-летию со дня рождения"

В преддверии Дня Русского музея (19 марта) в Садовом вестибюле Михайловского дворца открылась камерная выставка произведений Павла Жуковского ─ художника, чей талант высоко ценил император Александр III. На экспозиции можно увидеть картину, поступившую в первые годы работы музея в дар от Николая II - «Богоматерь над телом Спасителя (Pieta)».Также на выставке будут показаны и другие работы Жуковского: «Дафнис и Хлоя» (1889), «Святая Цецилия» (1902), «Памяти Беклина» (1900-е), «Замок с башнями» (1884), «Русская церковь в Баден-Бадене» (1884) и портреты художника работы Курта Ютца «П. В. Жуковский. Сын поэта в детстве» (1851) и Владимира Маковского «Павел Васильевич Жуковский» (1890-е).

 

«Мы приближаемся к завершению юбилейного года. Несмотря на то, что этот год совпал с годом пандемии, удалось сделать очень много, - сказал генеральный директор Русского музея Владимир Гусев, - 63 выставки открылись в музее, России, за рубежом. Мы начинали этот год выставкой, посвященной Александру III, имя которого по праву носит Русский музей. С Александром III связан и Павел Васильевич Жуковский. Он был его советником, император высоко ценил талант художника: заказывал портреты и картины, которые передавал в Эрмитаж и другие собрания. А потом они попали в собрание Русского музея. Жуковский незаслуженно мало известен. Он был вынужден провести большую часть жизни за границей - Франция, Италия, Германия. Но много работал в России - Московский Кремль, Строгановское училище, музей в поместье художника. Он был близок со многими выдающимися людьми, например, с Иваном Тургеневым. Павел Жуковский рос в среде артистов, художников, в том числе и семье Рейтерна. Он замечательный, тонкий художник, например, "Дафнис и Хлоя" - это изящная вещь, которая дает нам возможность радоваться красоте.
 

Об особенности экспозиций в Садовом вестибюле рассказала заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

 

«В этих залах мы делаем цикл небольших выставок, в которых рассказываем о чем-то значительном, но небольшом событийно по отношению ко всему музею. Для наших посетителей, как мы выяснили, это очень интересно. Для них это неожиданно, они имеют возможность спокойно рассмотреть несколько работ. Это другой жанр - по экспозиции люди пробегают быстро, не успевая все уловить и вобрать в себя. То же самое и на огромных выставках. Камерный показ настраивает наших посетителей на конкретные произведения. Это формат, который невозможен на крупных выставках».

 

О выставке Павла Жуковского рассказал заведующий отделом живописи II половины XIX – начала XXI веков Павел Климов.

 

«Павел Васильевич Жуковский был одним из художников, работающих не только из-за куска хлеба. Дилетантом его называли, потому что он не закончил Академию художеств или Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но ведь он учился у великих людей - Герхард Рейтерн, Василий Андреевич Жуковский, во Флоренции - Франц фон Лембах, в Мюнхене - Карл фон Пилоти, а образцом для него стали выдающиеся художники эпохи Возрождения. Павел Васильевич был не очень известен как художник, он мало выставлялся в России. Однако его знали как влиятельного художественного деятеля, - рассказал Климов, -  Несколько фактов из его биографии: он был крестником Александра Николаевича (император Александр II), сестра Жуковского имела любовную связь с представителем императорской семьи, результатом которой стало рождение ребенка. Жуковский был близок к императорской семье. Он вернулся в Россию по приглашению Александра III. Вероятно, они знали друг друга с детства, когда Павел Васильевич Жуковский после смерти родителей был взят на попечение Михаилом Рейтерном, министром финансов. В Петербурге Жуковский быстро сошелся с Александром III, они много общались, ездили в путешествия. И всё-таки Жуковский большую часть года проводил за границей из-за предрасположенности к чахотке. Однако именно ему поручили проект памятника Александру II в Кремле, он стал смотрителем за внешним обликом здания Кремля и возведением памятника. В условиях революции в 1905 г. художник уехал в Веймар, где и скончался в 1912 г. В течение жизни в России он написал много полотен, часть из которых хранилась в Эрмитаже. Три из них поступили в Русский музей именно оттуда: "Дафнис и Хлоя", "Пьета", "Святая Цецилия". Отдельные картины хранятся в других музеях. Работ художника сохранилось мало. П. В. Жуковский сделал многое для музеев: он был одним из учредителей Русского музея, участвовал в организации Музея изящных искусств Александра III (ныне ГМИИ), основал музей в Белеве, куда передал часть своей коллекции. Во время Великой Отечественной войны эта коллекция погибла; часть его работ была в Веймаре, она тоже погибла во время Первой Мировой войны. Тем не менее, Жуковский успел передать своему другу Онегину собрание рукописей Пушкина и своего отца, Василия Жуковского, в т.ч. коллекцию картин и рисунков (вкл. братьев Брюлловых, Кипренского), которые затем поступили в Пушкинский дом. Павел Васильевич был человеком деятельным, талантливым. Он постоянно общался с выдающимися людьми. Так Вагнер избрал его художником по костюмам к опере "Парсифаль"».

Художник Павел Васильевич Жуковский (1845 - 1912) был сыном великого русского поэта Василия Жуковского и дочери немецкого живописца Герхарда фон Рейтерна. Его творчество сегодня мало знакомо любителям искусства, но в последней трети XIX века Павел Жуковский был достаточно известен в общественных и культурных кругах. Благодаря близости Императорскому Двору он сделал немало для развития в России художественного образования и музейного дела. С 1894 года Жуковский занимал должность заведующего наружной художественной частью всех зданий Московского Кремля. Одновременно он являлся председателем Совета Строгановского художественного училища, занимался организацией музея в городе Белеве Тульской губернии, где Жуковские имели родовое поместье. Кроме того, Павел Жуковский дружил со многими выдающимися людьми своего времени, включая императора Александра Третьего, писателя Ивана Тургенева и композитора Рихарда Вагнера, исполнив эскизы декораций и костюмов к первой постановке вагнеровской оперы «Парсифаль».

За всеми заботами Жуковский никогда не забывал о главном своем увлечении – живописи, черпая вдохновение, главным образом, в итальянском искусстве эпохи Ренессанса. Об этом свидетельствуют представленные на выставке произведения: «Святая Цецилия» (1902), изображающая католическую святую, покровительницу духовной музыки, и композиция «Памяти А. Беклина» (1900-е), посвященная знаменитому швейцарскому художнику и предназначенная к переносу на эмаль.

Император Александр Третий ценил талант Жуковского. Он одобрил представленный им проект памятника Александру Второму в Кремле, заказывал ему портреты членов своей семьи, покупал у него полотна для Эрмитажа и пригородных дворцов. Так, например, картина с идиллическим сюжетом «Дафнис и Хлоя» (1889) происходит именно из императорской коллекции.

Значительную часть своей творческой жизни Жуковский провел за пределами России: в Германии, Италии, Франции. В 1876 году на ежегодном Парижском Салоне он выставил полотно «Богоматерь над телом Спасителя (Pieta)», работа над которым давалась художнику нелегко. В 1878 году, перед экспонированием на Всемирной Парижской выставке, Жуковский переписал картину, добиваясь максимального совершенства в исполнении. Безупречность композиции, строгий и благородный колорит, глубина выражения чувств ставят ее в один ряд с лучшими произведениями на религиозную тематику, исполненными в это время русскими и европейскими мастерами. «Богоматерь над телом Спасителя (Pieta)» некоторое время находилась в Эрмитаже, но в 1899 году была передана императором Николаем Вторым в Русский музей.

Фото Пресс-служба ГРМ

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Март 28, 2024 - 04:02

Вся поездка в Гатчину затевалась для посещения комплекса «Мирным гражданам Советского союза, погибшим в годы Великой Отечественной войны» в посёлке Зайцевокомплекса «Мирным гражданам Советского союза, погибшим в годы Великой Отечественной войны» в посёлке Зайцево.

 

Март 27, 2024 - 03:28

С 1 апреля Летний и Михайловский сады закроются на просушку и будут недоступны для посещения в течение месяца.

 

Март 27, 2024 - 02:42
Задумывались ли вы когда нибудь, гуляя по Гатчине, что во время оккупации в этом доме был штаб немцев, в этом — контрразведка, здесь — биржа труда, посещение которой было обязательным.

 

Март 26, 2024 - 05:37

Выставка приурочена к 210-летию взятия Парижа русскими войсками и их союзниками в марте 1814 г.