Мавританское послание: Дворец Юсуповых открывает обновленную гостиную и старые тайны

В Юсуповском дворце на реке Мойке реставраторы завершили многолетний труд, вернув к жизни его жемчужину – Мавританскую гостиную.

В процессе работы, которая велась по заказу  и на средства комитета по использованию и охране памятников, мастера фактически спасли этот уникальный интерьер в восточном стиле.

– Всякий сколько-нибудь состоятельный человек конца XIX века имел в своем особняке мавританский зал – тогда это было просто данью моде, – объясняет хранитель дворца Валентина Набок. – Роскошь, удовольствие жизни, блеск золота ассоциировались с востоком. Для Юсуповых это подчеркивало еще и семейные корни: как известно, их род хранил благодарную память о своем восточном происхождении...

Свой нынешний вид Мавританская гостиная приобрела в конце XIX века благодаря архитектору Александру Степанову: он преобразил первоначальный облик зала, созданного в 1860-х годах талантливым предшественником Ипполитом Монигетти. Последний хозяин дворца Феликс Юсупов, известный в основном как организатор убийства Григория Распутина, уже будучи в эмиграции вспоминал: «Зал мне нравился восточным духом и негой. Частенько ходил я сюда помечтать».

– Когда мы начинали реставрацию, фронт работ был очень велик, – рассказал Николай Коротков, отвечающий за реставрационные работы. – Трещины были в мраморном полу и на стенах, «заваливалась» одна из колонн аркады, поддерживающих свод в центре зала, рассыпалась облицовка камина, изготовленная из оникса с резьбой под арабскую вязь. Потолочный декор в старинной технике пьер-картон отделился от основы, и нужно было найти способ восстановить его. Деревянные золоченые ажурные ставни тоже давно требовали реставрации: позолотный слой был сильно поврежден, дерево растрескалось...

Во время войны Мавританская гостиная пострадала от обстрела, затем была отреставрирована. Хотя, конечно же, о ее музейном использовании тогда можно было только мечтать. Долгое время в помещениях дворца работали кружки и клубы Дома учителя. Многие помещения просто сдавались в аренду различным организациям. Послевоенные фотографии свидетельствуют, что в Мавританской гостиной одно время даже помещалась чертежная мастерская... Но не только в этом причины того, что этот уникальный зал пришел в бедственное состояние.

– Когда на соседнем участке началось обследование грунтов и были сделаны шурфы, оказалось, что подвижка глубинных слоев для старинного здания на неглубоком фундаменте означает почти катастрофу, что и произошло с фундаментом Мавританской гостиной, – объяснила Валентина Набок. – Увы, средств на комплексную реставрацию долгое время найти не удавалось.

Теперь угроза миновала: произведены все необходимые работы, укреплены фундаменты. Реставраторы трудились допоздна и ночами – технологический процесс золочения, лепки затормозить невозможно. Работала команда от десяти до двадцати человек – художники, позолотчики, мраморщики, специалисты-краснодеревщики.

– Нам пришлось заниматься практически ювелирной ручной работой, – рассказал Николай Коротков. – Под мозаичный декор пола делали инъекции специальными растворами и только потом уже непосредственно занимались реставрацией. Работали щадящим методом: реставрационные вставки минимальны, для них использовался аналогичный итальянский мрамор. Приходилось нарезать его мелкими пластинками, собирая мозаику, и заделывать трещины. Самое главное: в интерьере мы постарались сохранить всю оригинальную отделку, которая дошла до нас через века.

Под восточной росписью стен реставраторов ждала удивительная находка – герб князей Юсуповых, графов Сумароковых-Эльстонов. Более того, их оказалось два, расположенных на противоположных стенах. Один из гербов Николай Коротков заметил во время ночной работы – в косом свете прожектора под слоем живописи. Чтобы подтвердить находку, цинковую пластину с росписью исследовали в Академии художеств, там удалось установить состав и возраст материалов, а наличие герба подтвердили с помощью рентгена.

Больших усилий потребовала реставрация бассейна с фонтаном в центре Мавританской гостиной. Изготовленный из цельного куска каррарского мрамора с резным восточным декором, он выглядел довольно неприглядно – в желтых подтеках, с пятнами ржавчины. Ее удаляли вручную специальными меловыми растворами. Кроме того, реставраторы заменили все водоподводящие механизмы с подсветкой, идущие к фонтану, поставили цинковые резервуары, новые насосы, оборудование.

Серьезная работа, по словам Короткова, была проведена по реставрации стен и потолков.

В некоторых случаях приходилось снимать живопись, делать тоньше штукатурный слой, потом укреплять стены и возвращать снятый фрагмент живописи на место. Художники-реставраторы и мастера позолотных работ не оставили без внимания ни один сантиметр. Укрепление, мастиковки, заделка трещин, восполнение утрат живописи и позолоты – вот перечень действий, за которым кроется кропотливый труд реставраторов.

При реставрации камина в одном из глубоких вентиляционных ходов мастера наткнулись на бутылку с запиской. Странное письмо, датированное 1936 годом, казалось, имело одну-единственную цель – сообщить о себе потомкам. А время продиктовало манеру и стиль.

«Мы знаменитые реставраторы и художники в царствование великого т. Сталина вождя нашего народа ремонтировали сию Мавританскую комнату. Работали и наслаждались своими трудами. Все трезвые, целомудренные и сознательные оправдывали свою эпоху искусства, любили в чем и расписались», – говорилось в записке (орфография оригинала сохранена).

Дальше перечислялись авторы послания, которые явно зашифровались. Один сообщал, что он «князь Тараканов лет ему 12 годков», другой – «великомученик Федор Доронин лет ему от роду 115», третий – «комсомолец, ядреный парень и новый строитель жизни Володимир Мишанкин 16 лет». Последней значилась «великомученица Мария роста мала но умом богата».

– Мы тоже замуровали послание потомкам, но только без изысков, по делу, – признался Николай Коротков. – В капсулу положили документы, чертежи и фотографии – полный комплект для будущих реставраторов. Надеюсь, его найдут лет через двести. 

МЕЖДУ ТЕМ

Сегодня в 17.00 в Юсуповском дворце (наб. реки Мойки, 94) Санкт-Петербургский государственный театр «Мюзик-холл» представит концерт «Пуччини. Скерцо. Неизвестная партитура для симфонического оркестра. Первое исполнение в России». Концерт пройдет под эгидой IV Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Центральным произведением программы станет недавно найденное скерцо Джакомо Пуччини. Произведение классика было передано в Центр изучения творчества Пуччини в Италии. Художественный руководитель Мюзик-холла Фабио Мастранджело провел переговоры с центром и получил право первого исполнения скерцо в России.

Концерт откроется вступительными речами директора Центра изучения творчества Джакомо Пуччини профессора Габриэлы Бьяджи Равенни и руководителя национального проекта по изданию всех сочинений композитора профессора Вирджилио Бернардони. В концерте также прозвучат и другие произведения Пуччини.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 17, 2024 - 19:32

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открывается уникальная выставка «Спасенные шедевры.

 

Апрель 17, 2024 - 11:39

В музее-заповеднике «Павловск» завершилась реставрация бюста римского поэта. Исследователи расходятся во мнениях: одни полагают, что это скульптурное изображение Гесиода, другие – Сенеки.

 

Апрель 16, 2024 - 13:47

Военно-медицинский музей открывает выставку «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления».

 

Апрель 15, 2024 - 19:07

11 апреля в Екатерининском корпусе музея-заповедника «Петергоф» завершился первый этап воссоздания исторического образа одного из интерьеров — «Опочивальни».