Классификация отеля – это вопрос самоопределения

Нужно ли отелям официально подтверждать «звезды»? Кто-то считает это второстепенным, кто-то – насущно необходимым. Немало слухов ходит о сложности прохождения процедуры и ее нюансах. Ситуацию разъясняет заместитель председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Георгий Мохов.

 

Георгий Автандилович, прежде всего, давайте определимся с понятиями: процедура, которую проходят гостиницы, это сертификация?

– Нет, это классификация, или рейтинг, определяющий уровень, категорию средства размещения. На данный момент, по ранее действующему приказу Ростуризма № 86, в Москве классифицировано порядка 35 гостиниц, а по заменившему его приказу Минспорта России № 35 – шесть. Процедура не является ни обязательной, ни дорогостоящей. Стоимость устанавливает аккредитованный орган по классификации, для любого нормально работающего отеля цена приемлема. Зависит она от категории и от количества номеров.

 – Что делать мини-отелям и хостелам, желающим подтвердить качество своей работы? Ведь они не попадают ни в один сегмент.

– Да, с такими объектами есть сложности. В системе классификации юридическое определение термина «хостел» отсутствует. Чтобы включить туда хостелы, прежде всего следует определить стандарты их деятельности: количество квадратных метров площади на человека, оснащенность и т.д. Без этого невозможно дать оценку соответствия. Мы уже подготовили предложение по внесению поправок в 35-й приказ Минспорта России, но не все так просто.

 Законодательство в сфере регулирования деятельности малых гостиниц и хостелов сейчас активно совершенствуется. Рассматриваем возможность изменения или корректировки базовых нормативов: гражданского законодательства, жилищного кодекса, СНиП, СанПиН, пожарных и технических требований. Все они взаимосвязаны и каждый из этих факторов влияет на безопасность, комфорт, санитарию и техническое обеспечение объекта.

 Когда мы всерьез взялись изучать этот вопрос и привлекли экспертов – тех, кто хостелы открывает или занимается научными и юридическими исследованиями в этой сфере, – выяснилось, что мнения различаются кардинально. Одни убеждены, что хостелы не являются в прямом смысле коллективными средствами размещения и ни в какую систему классификации включать их не следует. Такая позиция аргументируется тем, что деятельность хостелов – ни что иное как аренда меблированных комнат. А требования всех норм – санитарных, пожарных, эксплуатационных – следует соблюдать с точки зрения параметров, касающихся жилого фонда.

 Другая группа экспертов так же категорично утверждает, что хостелы – коллективное средство размещения, хоть и специфическое. Так что необходимо прописать размер помещений, общих зон, требования к санитарии и т.д. По старому ГОСТу подобные объекты назывались молодежными гостиницами, что предлагается сделать и сейчас. То есть, не смешивать их с отелями, а обозначить как отдельную классификационную категорию. Но в таком случае хостелам придется отвести отдельные помещения, строения и пристройки, переведенные в нежилой фонд.

 Есть и третья категория «экспертов», которые громко заявляют о своих интересах. Это жители города, которые не хотят, чтобы на их лестничной площадке постоянно крутилось несколько десятков человек. Их можно понять: постояльцы хостелов перегружают лифты, круглосуточно снуют туда-сюда с чемоданами, заполняют дворы автомобилями… В один прекрасный день выясняется, что ты живешь уже не в уютном московском дворике, а фактически в гостинице. Только вот съехать не можешь.

 И теперь нам предстоит достичь компромисса между приоритетами бизнеса и интересами жителей города. Уделить внимание экономичному размещению туристов, не забыв и про москвичей. По какому пути пойдет развитие «хостельного движения», пока не понятно. Но, полагаю, соблюсти баланс реально.

 – Как быть малым гостиницам на 10-15 номеров? Доступна ли им классификация на 4-5* и возможность тем самым доказать свое право на существование в дорогом сегменте? Ведь многие их и за отели-то не считают.

– А им от этого плохо? Зачем мини-отелям классификация на 5* – для морального удовлетворения?

 – Бытует мнение, что «так положено»…

– Не «положено». Повторю, на сегодняшний день классификация в России добровольная. Хотите считаться гостиницей – считайтесь, рассказывайте об этом своим клиентам, друзьям и знакомым. Никаких требований, ограничивающих этот вид предпринимательской деятельности, не существует. Есть жесткие нормативы, предъявляемые к санитарии, пожарной безопасности, точкам общественного питания, условиям стирки белья, вывозу мусора и т.д. Но все мы понимаем, что столичный «Космос» и отель «Ромашка» на 10 человек нельзя мерять одной меркой. Поэтому малым средствам размещения до 15 номеров нет необходимости тянуться за крупными отелями, пусть занимают свою нишу – и в юридическом смысле и в конкурентном.

 – В таком случае, кому бы вы порекомендовали пройти классификацию?

– Эта процедура – элемент репутации и признак соответствия стандартам категорийности. Однако нужно понимать: если гостиница хочет перешагнуть с одной «звезды» на другую, придется предпринять серьезные усилия. Разница между «звездами» большая, и если вы решили претендовать на более высокий сегмент, например, перейти с 3* на 4*, то стоимость переоборудования номеров может обойтись довольно дорого.

 Хочет гостиница иметь государственное подтверждение – пожалуйста. Однако есть отели, которые никогда не дотянутся до вожделенных 4-5*. Например, само здание не соответствует необходимому уровню или есть другие объективные причины. А главное, что в классификации порой нет особой потребности. В частности, не всегда оправдан прыжок в соседнюю категорию звездности. Ведь вы начинаете конкурировать в более высоком ценовом сегменте и ориентироваться на иную клиентуру. Да, иногда это оправдано с точки зрения маркетинга. Встречается такая хитрость: гостиница переходит в категорию 4*, а цены оставляет как у 3*, благодаря чему обыгрывает конкурентов в системах бронирования. Но далеко не всегда это идет в плюс репутации.

 Поступают так, конечно, не все. Есть отели, которые прекрасно себя ощущают в своей категории, и другая им не нужна. У подавляющего большинства средств размещения на том же booking.com нет данных о государственной классификации, потому что они ее не проходили. Не сочли необходимым.

 Спросите генерального менеджера любой гостиницы: «Будете ли вы подтверждать «звезды»?» Один скажет: «Да, обязательно! Мы участвуем в выставках, активно рекламируемся, стремимся выйти на новые рынки. Нам это поможет». А другой заявит: «Это ни к чему. Мы не даем публичную рекламу, загрузку обеспечивают командированные граждане. Так что мы полностью довольны своими 3*, и от дополнительной звезды клиентов у нас не прибавится».

 У многих международных сетей вообще нет звезд. Они оперируют терминами «бизнес-отель», «апарт-отель» и другими. Так что нередко категорийность отражает лишь представление о том, что должны видеть клиенты в гостинице. А суперкомфорт, богатство интерьера, чистота и уют могут быть и в малом отеле на 20 номеров, и стоить он будет, как Radisson, даже без всяких «звезд».

 Но при этом надо понимать, что система государственной классификации приводит отели к общему знаменателю, позволяющему потребителю четко определяться с выбором. Он может быть уверен, что 3* в Москве, Челябинске, Санкт-Петербурге и Казани одинаковы по набору услуг и степени комфортности. Это очень важно с точки зрения как защиты прав потребителей, так и государственной политики в этом секторе экономики. А в случае с объектами, самостоятельно определившими свою категорию, высока вероятность легкого надувательства.

 – На ваш взгляд, почему так мало гостиниц классифицировано сейчас?

– Возможно, не все рвутся «сдавать экзамен», понимая, что работа экспертов сродни оценочно-приемной комиссии. Сначала отель получает предварительные баллы и рекомендации по исправлению недостатков. Потом специалисты проверяют, устранены ли они. И не факт, что по итогам проверки категорию удастся повысить: она может и снизиться. Есть средства размещения, которые с большим трудом выбились «в люди» и боятся утратить обретенный статус. Такие тоже не рискуют подавать заявку.

 – Кто проводит классификацию?

– Организации, получившие аккредитацию в Комитете по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы. Мы проверяем экспертов, их опыт, образование и навыки. Так что занимаются этим профессионалы, которые знают большинство гостиниц изнутри. Сейчас у нас восемь компаний, уполномоченных проводить проверку и присваивать то или иное количество звезд.

 Однако мое личное мнение – хотя здесь я могу и ошибаться, что классификация должна производиться органами власти. Сейчас мы не можем ни перепроверить, как проведена оценка объекта, ни отменить результат, если аккредитация уже прошла. То есть, по сути, не участвуем в этом процессе, определяя лишь круг уполномоченных исполнителей. На мой взгляд, такой подход неверен. Логичнее, когда работы проводятся привлеченными экспертами, а принятие решения о статусе отеля принимает государство в лице профильного органа власти, для большей объективности. Ведь аккредитованные организации – это в любом случае самостоятельные фирмы со своими недостатками и слабостями. Думаю, рано или поздно, мы придем к обязательной государственной классификации средств размещения.

 – Как скоро?

– Не возьмусь прогнозировать, но это логичное развитие событий к Олимпийским играм-2014 и всем последующим знаковым спортивным мероприятиям. Можно поэтапно вводить обязательную классификацию для определенных категорий. В первую очередь – для объектов, которые участвуют в событиях мирового значения, принимают государственные и спортивные делегации, поддерживают незащищенные слои населения и т.д. Одновременно с совершенствованием системы классификации следует доработать правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, которые уже морально и юридически устарели.

 – Расскажите, что нового сделано в последнее время в московском гостиничном хозяйстве?

– Ведется большая работа по налаживанию взаимодействия турбизнеса и отелей. Привозим из регионов и из-за рубежа журналистов, туроператоров, турагентов, показываем им гостиницы «живьем». По-возможности, насыщаем город новыми вариантами турпакетов, расширяем ассортимент доступных предложений. И отели здесь играют ключевую роль, так как базовая цена турпакета зависит от стоимости размещения. Кстати, групповые тарифы в столице достаточно низкие. Миф о дороговизне московских отелей раздут: во-первых, почти три года, с памятного 2008-го, цены на проживание практически не менялись. При этом расходы росли: отопление, электричество, аренда дорожают, земельные обременения тоже. Плюс индексация зарплат сотрудникам. Так что маржинальность падает. И это важный вопрос: если вкладываться в гостиницы станет невыгодно, инвесторы уйдут. Так что наша прямая обязанность – заботиться и об их интересах.

 Понятно, что цена от стойки в отеле 5* кого угодно напугает, но в столице достаточно предложений на любой вкус и кошелек. И непритязательный человек, которому не нужны вензеля, шелковые простыни и красные ковровые дорожки, без труда найдет себе подходящий вариант.

 Радует, что показатели загрузки отелей высоки. В пик сезона 2012 года не одна и не две гостиницы сообщали об овербукинге. Это означает, что турпоток в Москву действительно растет. В частности, к нам приезжает огромное количество китайцев, к чему Комитет по туризму тоже приложил руку, организовав своего рода обмен туристами с Поднебесной. Проведено множество совместных мероприятий, нас регулярно посещают делегации из администраций городов и регионов Китая. В итоге за каких-то два года китайский рынок вышел на второе место по въездному туризму в Москву. Тенденция будет сохраняться, и отельерам нужно быть к этому готовым: запасаться полиграфией на соответствующем языке, готовить персонал, искать владеющих китайским экскурсоводов, изучать их национальную кухню… Поезд – вот он, уже пришел, стоит на перроне. Не провороньте.

 – Просят ли сами гостиницы о какой-либо помощи?

– Отели как элемент городской инфраструктуры сильно зависят от уровня развития города. Их в полной мере волнуют те же вопросы, что и представителей других сфер туризма: пробки на дорогах, трудности с навигацией иностранцев по городу, отсутствие общественных туалетов и многое другое. По-прежнему, сложно с квотированием персонала для средств размещения, которые берут на работу выходцев из стран ближнего зарубежья. Непросты и вопросы землепользования, даже дополнительную автостоянку организовать для постояльцев проблематично. Комитет по туризму и гостиничному бизнесу по мере возможности старается содействовать, ускорять решение административных вопросов.

 Но должен отметить, что отели в столице очень самостоятельные, и руководят ими профессионалы высокого уровня, которые не нуждаются в няньках. Если возникают проблемы, в большинстве случаев они сами их и решают. Неудивительно: столичные объекты – это затраты в десятки и сотни миллионов долларов. И инвесторы кровно заинтересованы в том, чтобы гостиницы «отбивали» свои вложения и работали успешно.

 Результаты инвестиций видны; появилось много любопытных объектов. Из последних мне понравился «Азимут Тульская» в здании бывшей Даниловской мануфактуры. Уникальный лофт-проект на базе исторического здания с сохранением антуража и с применением всех последних технологий… В этой и подобных гостиницах стоит побывать хотя бы интереса ради.

 Возможно, отчасти благодаря такому разнообразию и комфорту все больше москвичей экспериментирует с проживанием в отелях города – на выходные, в праздники. И я бы рекомендовал отельерам создавать спецпредложения именно для москвичей и их семей. Тем более что практически все жалуются на падение загрузки на уик-энд. И эти «пустые» даты вполне реально заполнить местным населением. Все, что для этого нужно, – как следует обдумать идею и предпринять соответствующие рекламные шаги. А мы поддержим!

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Отели и недвижимость»

Май 12, 2024 - 20:56

Мероприятие состоится 11 июня в петербургском отеле «Введенский» и посвящено вопросам реновации и строительства гостиниц, а также таких объектов гостеприимства, как санатории и курортные отели.

 

Май 11, 2024 - 11:18

Расширен перечень услуг в гостиницах, которые не будут облагаться налогом на добавленную стоимость.

 

Май 7, 2024 - 03:49

Уважаемые партнеры, в преддверии нового турсезона международная сеть сьют-отелей Academia Land, партнер Конгресс-бюро, проведет тематический вебинар «Диалог двух столиц: открываем новый сезон 2024!».

 

Май 3, 2024 - 19:20

Росаккредитация провела встречу с представителями онлайн-сервисов бронирования гостиниц, в рамках которой Служба рассказала о ходе создания реестра отелей России.