Китайский туризм со знаком «плюс»: взгляд туроператора

Последнее время в прессе можно встретить утверждение, что якобы «китайские туристы не приносят России никакой пользы», и что существуют некие «серые схемы вывоза доходов от туризма китайцев в Россию». Также тиражируется мнение, будто «китайские нелегальные гиды отбирают работу» у гидов с российскими паспортами, и при этом «рассказывают своим соотечественникам небылицы о России».

«Комсомольская правда» неоднократно писала о плюсах и минусах возрастающего туристского потока. Сегодня мы решили поговорить с представителем компании, которая уже 10 лет занимается приемом китайских туристов.

На вопросы обозревателя Юрия Щеголькова отвечает Сергей Борисович Мстиславский, предприниматель, владелец мурманского отеля Экохоум, давно и плодотворно занимающийся приемом китайских туристов в Мурманске, Санкт-Петербурге и других городах России.

Юрий Щегольков: Сергей, все таки - китайские туристы для России благо или проблема?

Сергей Мстиславский: Конечно, благо. Туристы приезжают, знакомятся с нашей страной, приносят в нашу экономику деньги. По большому счету это явление, большой процесс, и как все большое, и часто непонятное, возникают мифы о "серых схемах" и расцвете криминалитета.

Байки подобного рода могут распространяться лишь потому, что мало кто в нашей стране представляет себе, как функционирует современная экономика вообще и туристическая отрасль в частности. Что кажется просто удивительным делом, ведь практически 90% жителей больших городов так или иначе пользуются услугами туристической инфраструктуры: летают самолетами, покупают билеты в музеи, посещают рестораны, ездят за границу в составе туристических групп и просто на отдых, и т.д., и т.п.

Например, мы все очень любим «ловить» дешевые авиабилеты. В один и тот же пункт В из пункта А билет иногда может стоить 1000 руб, а иногда и 100 000 руб. Покупая билет за 1000 руб. например из Москвы в Питер мало кто задумывается о том, что авиакомпания потеряла деньги на этой продаже!

Чтобы перевезти пассажира на такое расстояние надо израсходовать керосина как минимум на 900 руб/место, а ведь есть еще расходы по содержанию воздушного судна, аэропортовые сборы, оплата экипажам, и т.д.

Если перевозчик теряет на Вашем билете, значит он должен найти способ компенсировать эти потери каким-то образом, не так ли?

То же самое с поездками в теплые края. Крупные туроператоры периодически устраивают распродажи, и за каких-то 30-40 тыс рублей можно на неделю, а иногда и на две слетать куда-нибудь в Таиланд или Вьетнам, включая гостиницу, а иногда и питание. Однако только себестоимость перевозки в Таиланд составляет не менее 40 000 руб. Откуда же тогда туроператор берет деньги на оплату вашей гостиницы?

Операторы массового туризма уже многие годы живут в условиях острой конкуренции. Для того, чтобы обеспечить себе преимущества в этой борьбе, они выкупают блоки мест в гостиницах и на рейсах, и потом перепродают их, а если спрос не достаточно активный, то вынужденно сбрасывают цену до самого минимума, лишь бы место в блоке не пропало. Особо крупные операторы сами владеют гостиницами и даже авиакомпаниями. Доходность туристического бизнеса в таких условиях составляет считанные проценты. Да, бывает пик сезона, когда турпакеты можно продавать значительно дороже, но полученные таким образом доходы с трудом компенсируют убытки от периодов пониженного спроса.

Неудивительно, что туроператоры активно предлагают своим гостям всяческие дополнителные услуги и шоппинг в специальных магазинах, где якобы «все дешевле». Большинство отечественных туристов наверняка имеют опыт покупки в таких магазинах, и знают, что дополнительные экскурсии у «своего» туроператора в разы дороже, чем аналогичные услуги где-нибудь «в городе» за пределами отеля. Туроператоры же стараются всячески убедить своих клиентов в том, что тратить деньги стоит только там, где «рекомендовано».

По сути, эти «ухищрения» направлены вовсе не на извлечение сверхприбыли, а лишь на компенсацию финансовых потерь, которые возникают при продаже туров «по дешевке».

Данная ситуация характерна для массового туризма во всем мире. Поэтому туроператоры регулярно разоряются – турист становится все умнее, и все менее охотно раскошеливается на эти дополнительные услуги, а вот дешевые турпакеты с удовольствием разбирает.

Ю.Щ. Согласен, потребитель всегда хочет больше и дешевле, а для бизнеса выгодно снизить свои риски... Но как это происходит в России?

С.М. Структура туристического рынка в разных странах отличается. Например, в России до 80% рынка это «рекреационный туризм»: отдых в отеле с пансионом на берегу моря. А в Китае это экскурсионный туризм – много-много достопримечательностей за неделю. В Китае фактически нет отпусков, и уехать больше, чем на одну неделю, за границу могут себе позволить немногие. Китайцы народ очень активный и любознательный, на месте сидеть не любят, обожают движуху, хорошо покушать и с чувством потратить деньги. Китайские туроператоры, так же как и российские, и немецкие, и американские, в борьбе за клиента прибегают к жесткому демпингу.

Стоить отметить, что продукт, который продают китайские туроператоры, гораздо сложнее по составу, чем тот, который пользуется спросом в России. В нем задействовано в несколько раз больше контрагентов: есть немало экскурсионных туров, в ходе которых туристы меняют до 6 отелей за неделю, посещают до 14 ресторанов и до 20 достопримечательностей! Все это требует серьезной организационной работы. Однако бюджет крайне ограничен – все по тем же вышеизложенным причинам. Соответственно, китайские туроператоры, как и турецкие, египетские, тайские, малайские и пр, и пр, стараются продать своим туристам как можно больше допуслуг и водят их в особые магазины, в которых продаются «только самые лучшие и самые настоящие» сувениры.

Как видите, принимать китайские группы гораздо сложнее, чем принимать российских туристов на курортах, поэтому риски туроператоров значительно выше. Особенно если речь идет о въездном туризме в России, где соответствующая инфраструктура пока еще очень слаба.

Недавно ввели у нас TAX FREE, систему возврата налогов за покупки в России. Отзывы пользователей в Шереметьево: оформление копеечного возврата занимает до получаса времени! Сотрудники крайне суровы и придирчивы. Для сравнения: в Европе в большинстве аэропортов этот процесс занимает считанные минуты.

Ю.Щ. Может все дело в новизне услуги для нашей страны?

С.М.:.Давайте посмотрим на более традиционных участников туристического процесса. Вот, например, музеи.

Большинство востребованных музеев Москвы и Санкт Петербурга имеет туалеты только на выходе (т.е. в ходе посещения музея посетить удобства невозможно). В Европе в больших музеях туалеты есть на всех этажах в достаточных количествах. Из-за очень странной системы регистрации иностранцев, принятой нашим МВД, заселение группы в любую гостиницу может растянуться на час. В центре Москвы очень мало мест для стоянок и остановок больших автобусов. В Питере зимой турист легко может стать жертвой сосули или гололеда. Востребованные музеи, Кремль, Эрмитаж, загородные дворцы Петербурга, регулярно закручивают гайки операторам рынка, ограничивают и усложняют условия сотрудничества.

На фоне всех этих «мелочей» надо еще ухитриться как-то «отбить» затраты, и при определенном везении что-то заработать. Задача крайне не простая, и далеко не каждый туроператор способен ее решить. Хотя бы потому, что для нахождения общего языка с туристами неплохо бы знать язык, а среди китаистов туристическая отрасль не считается хорошим выбором.

В итоге в отрасли трудится большое количество китайцев, которым язык учить для этого не надо. Отметим, что в местах массового отдыха россиян, в том числе в Европе, так же трудится немало наших соотечественников – среди европейцев русский язык так же мало распространен, как китайский среди русских.

Ю.Щ.: Но согласитесь, нарекания, которые можно прочитать в сети и в СМИ, касающиеся качества работы китайских гидов берутся не на пустом месте...

С.М. Об этом надо говорить отдельно. К сожалению, здесь мы тоже очень сильно отстаем от мировых трендов. Во всем мире гид это одна из самых клиентоориентированных профессий. В других странах гидов учат основам психологии, языку тела, конфликтологии, даже первой медицинской помощи. Гид должен угадывать и управлять настроением туристов, создавать атмосферу, оперативно решать любые проблемы, которые могут возникнуть в ходе экскурсии. Но в России эти навыки почему-то не считаются приоритетными при выдаче так называемых «гидовских лицензий».

С российских гидов спрашивают знание истории, искусствоведения и архитектуры, и все это в мельчайших подробностях. Возможно, для приема групп специалистов по истории и искусству эти знания и пригодятся, но массовый иностранный турист, в особенности китайский, находится совершенно не в контексте нашего культурного наследия.

Все наши императоры и цари для среднестатистического китайца – пустой звук, подробности их правления ему ничего не говорят. В китайских школах есть несколько фраз о Николае Втором, в связи с тем, что его свергли в ходе Великой Октябрьской революции. Гости из Гонконга и Тайваня не знают даже этого. Точно также, российским туристам бесполезно рассказывать подробности правления великих китайских императоров Вэнь Вана, Ли Шиминя, Чжу Юаньчжана, Канси и Гуансюя, и сравнивать стили каллиграфии эпохи Тан и эпохи Сун.

Гид (по идее) должен просто яркими мазками ввести туристов в контекст и подсказать, в чем «фишки» тех и или иных достопримечательностей. Желательно также учитывать уровень образования туристов в данной конкретной группе, чтобы не переборщить с умными словечками.

Но этому наших гидов сертифицированные со всех сторон курсы различных Ассоциаций совсем не учат. В основе их стандартов – учебники времен СССР, когда на гида возлагалась главным образом просветительская и агитационная функции по «раскрытию глаз» иностранцев на советские достижения и культурное наследие. В тот исторический период такой подход был оправдан: в СССР иностранцы приезжали в основном с познавательными целями, а не для того, чтобы просто развлечься и хорошо провести время. Потому что в глазах всего мира СССР был очень суровым и серьезным местом, где развлечения имели очень ограниченный характер.

Если мы хотим оставаться и дальше подобным местом, то массовый въездной туризм, конечно, не для нас. Однако надо понимать, что совсем не зря правительства многих стран столь активно поощряют развитие именно массового туризма. Более того, в этих странах, включая кстати и сам Китай, массовый туризм это дотируемая отрасль. То есть не только туроператоры, но и государство рискует большими деньгами, лишь бы поддержать и увеличить турпоток.

Все потому, что в современной мире турпоток является основным триггером, запускающим многие важные для постиндустриальной экономики процессы. Помимо того, что объекты массового туризма являются визитной карточкой страны, ее лицом, турпоток стимулирует развитие инфраструктуры: аэропорты, трассы, железнодорожные пути, средства размещения, торговые центры и прочие объекты коммерческой недвижимости во всем мире вырастают именно там, куда стремятся туристы. Турпоток прямо или косвенно дает огромные возможности для увеличения занятости населения: в Европе очень многие города живут исключительно за счет приезжих. Во всем мире давно поняли, что лучший способ поднять экономику депрессивного региона это направить туда туристов.

Ю.Щ. О необходимости развития туризма в России говорят на всех уровнях, вы как-то ощущаете заботу государства?

С.М. Давайте так: в самом посещаемом городе страны Санкт Петербурге радостно рапортуют, что за 2018 год там побывало более 8 млн туристов, т.е чуть больше 1 туриста на каждого жителя. Но один турист не сумеет при всем желании за 2-3 дня оставить столько денег, чтобы прокормить одного жителя в год. Но уже сейчас некоторые музеи, и даже гиды (!) бьют тревогу: мол туристов слишком много! Позвольте. Это не туристов много, это город не готов принять достаточное количество туристов. Туристов как раз слишком мало, чтобы считать Санкт-Петербург реальным туристическим центром. Например, Венеция с населением чуть более 600 тыс чел. принимает…. 18 млн туристов за год! Конечно, доходов от туризма там вполне хватает на поддержание инфраструктуры и жизнедеятельности населения. И даже на развитие остается немало.

В России множество небольших городов, которые могли бы стать привлекательными туристическими центрами. Для этого совсем не обязательно иметь древние храмы, соборы и прочие «объекты культурно-исторического наследия». Венеция вкладывает серьезные деньги в поддержание интереса к себе: проводятся различные фестивали, карнавалы, снимается огромное количество фильмов и сериалов на фоне венецианских пейзажей. Венеция продает не свою историю, а свой мистический и романтический образ.

Да, ей повезло с декорациями, но для современного туриста местная архитектура – это действительно не более, чем декорации. Мы живем в эпоху, когда самый горячий товар не знания, а эмоции и впечатления. И работники туристической отрасли, как никто другой, должны владеть искусством генерировать позитивные эмоции и приятные впечатления у своих клиентов.

Хорошим туристическим объектом в наши дни может стать заброшенная деревня, место съемки популярного фильма, полуразрушенный завод, необычное учебное заведение, столовка на окраине города, садовые участки … Простор для фантазии просто безграничный. Но каждый такой объект требует тщательной проработки, правильной подачи, и тут роль гида крайне важна.

Ю.Щ.: В этом случае - что же тогда на самом деле интересно китайским туристам?

С.М.: Китайцам на самом деле очень интересно общение, они любят узнавать всяческие бытовые подробности, особенности национального уклада и способа мышления. Вопрос в том, насколько наши гиды готовы к такому? Совсем не просто владеть вниманием большой аудитории, правильно реагировать на различные ситуации в группе, оставить отличное впечатление о себе как представителе своей нации и стимулировать туриста приехать еще раз в нашу страну. Конечно, очень жаль, что в качестве гидов у китайских туристов часто оказываются не местные жители.

Но... отечественные Ассоциации не учат гидов таким вещам. Они учат излагать факты. Даже если туристам они совсем не интересны. Соответственно, китайцам приходится выкручиваться самостоятельно. Они это делают за нас, как умеют.

В качестве слабого утешения могу заверить ревнителей точности изложения исторических фактов: минимум 70% информации, излагаемой гидом, турист забывает примерно в течение часа после прослушивания экскурсии. Еще 20% в течение недели после поездки. Остается 10%, среди которых точно застрянет какой-нибудь смешной эпизод поездки, и то, как гид справлялся с какой-нибудь кризисной ситуацией.

Ю.Щ. А если вернуться к экономической стороне, есть расхожее мнение, что китайцы ничего не оставляют нашим предпринимателям.

С.М. Что до экономической составляющей китайского туризма, как я сказа ранее, состав поездки очень сложен, в нем задействовано огромное количество контрагентов, среди которых могут быть и объекты китайских инвестиций. Каждый из этих контрагентов имеет персонал, платит за коммуналку, закупает массу расходников у российских поставщиков. Автобусы расходуют российский бензин (акцизный товар), туристы посещают музеи, оставляя немалые деньги в кассах, ведь билеты для иностранцев повсеместно стоят дороже! Не говоря уже об услугах авиаперевозчиков, в себестоимости которых больше половины составляет все то же подакцизное топливо. Получается, утверждать, будто китайские туристы ничего не оставляют российскому бюджету, могут только люди, совсем не знакомые с предметом.

На самом деле, обсуждение китайского туризма в таком ключе показывает: пока что в нашем дискурсе превалирует так называемое «оборонное сознание» , мол чужого нам не надо, но и своего не отдадим. Этот тип восприятия действительности хорош в условиях военно-политического противостояния и натурального хозяйства, полностью самодостаточной экономики.

Но мы уже давно не живем в таких условиях! Россия достаточно глубоко интегрирована в мировой рынок и сильно зависит от международной торговли. Нам нужно чужое, и свое мы должны уметь продавать по хорошей цене.

Да, нас этому не учили, однако если мы не будем учиться, наше место в мировой экономической системе так и будет где-то на третьей странице из трех. Постиндустриальная экономика это экономика идей, образов, отношений между людьми, потребительских эмоций, ощущений и впечатлений. Нам кажется, что доллар – очень надежная валюта, и многотриллионный госдолг США никого не смущает. Мы считаем, что рубль «деревянный», и даже полное отсутствие долгов не способствует его конвертируемости. Корпорации вкладывают триллионы в создание впечатлений о том, что их продукция ассоциируется с каким-то популярным образом, и продают копеечные по себестоимости производства предметы за безумные суммы.

Точно так же, как турфирмы бьются за клиента, страны бьются за рынки и вкладывают деньги в продвижение своего рекламного образа, важной частью которого являются туристические объекты. Массовый туризм в современном мире это способ продвижения множества национальных продуктов. Наездившись в Европу, китайцы охотно пьют французские вина, покупают итальянскую минеральную воду и кофе итальянской обжарки, стоят в очередях за европейскими шмотками (хотя немалая их часть отшивается в самом Китае).

У России есть важное конкурентное преимущество перед Европой в борьбе за китайский рынок – политическая воля китайского руководства. Воспользоваться этим шансом можно лишь избавившись от «обороны» в своем сознании, перейдя в наступление и завоевывая сердца и кошельки потребителей.

Фото: visit-russia.ru

Другие новости по теме «Информация, СМИ»

Сентябрь 19, 2020 - 09:22

Россияне могут рассчитывать на отдых в Египте по приемлемым ценам, заявила РИА Новости замминистра туризма страны Гада Шаляби.

 

Сентябрь 19, 2020 - 09:19

В Петербурге сегодня был объявлен победитель Международного конкурса на ландшафтно-архитектурную концепцию парка «Тучков буян». Им стал международный консорциум, в состав которого вошли Студия 44 (Россия, Санкт-Петербург) и архитектурное бюро WEST 8 (Нидерланды, Роттердам).

 

Сентябрь 19, 2020 - 08:51

В октябре для россиян могут запустить второй этап программы возврата части средств за туры по стране, заявила в пятницу, 18 сентября, руководитель Ростуризма Зарина Догузова в кулуарах форума «Доступная Арктика».

 

Сентябрь 18, 2020 - 09:59

Путешественникам помогут подобрать на портале подходящий тур, проконсультируют во время поездки или примут предложения по усовершенствованию самой платформы.