Китай. Туризм на Великом шелковом пути.

Нынешней осенью Генеральное консульство КНР в Петербурге организовало пресс-тур в Китай для петербургских журналистов, посвященный самому древнему и самому грандиозному гуманитарному маршруту человечества - «Великому шелковому пути».

Сегодня он переживает второе рождение и претендует на то, чтобы стать в ближайшее время не только историческим брендом, но и самым протяженным туристическим маршрутом в мире – 12 800 км!

В пределах древней караванной дороги лежат города и цивилизации, чьи названия дышат экзотикой Востока - Самарканд, Ташкент, Бухара, Хива, Тегеран, Баку, Турфан, и т.д. Здесь находятся сотни достопримечательностей, внесенных в список Мирового наследия ЮНЕСКО, которые мечтают увидеть миллионы туристов. К счастью, современное состояние инфраструктуры и транспортная доступность многих регионов позволяет им не только достойно принимать зарубежных гостей, но и стать основой для создания транснационального продукта. По большому счету, это «голубая мечта» общемирового туристского сообщества – предоставить всем путешественникам простой доступ к глобальному наследию, не ограничиваясь географическими и государственными границами.

Многие историки отнюдь не преувеличивают значение Великого шелкового пути в истории человечества, заявляя, что он был «объединяющей программой, моральной заменой войны в качестве движущей силы промышленного и сельскохозяйственного развития на планете». Как известно, Великий шелковый путь просуществовал со II века до н.э.. до XV века. Он утратил свою актуальность когда больше не смог «заменять войну»: крайне нестабильная обстановка в Центральной Азии убила свободную торговлю.

Попытки вернуть маршрут были, но робкие, и только в ХХ веке, с началом эпохи глобализации эта тема оказалась не гребне волны. В 1993 году на Генеральной Ассамблее ООН было принято решение о возрождении Великого шелкового пути, как важного канала международного сотрудничества, в том числе и туризма. К реализации проекта подключилась Всемирная туристическая организация (ВТО), которая подготовила единую концепцию трансконтинентального туризма. Работу над проектом подхватили туристические организации девятнадцати стран, входящих в регион шелкового пути – Китая, Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Казахстана, Таджикистана, Ирана, Грузии, Армении, Азербайджана, Пакистана, Турции, Японии, Индии и др.

Широкую деятельность по возрождению Великого шелкового пути развернул Китай. Так, в 2004 году было завершено строительство автобана, протянувшегося от Желтого моря до Тянь-Шаньских гор в рамках проекта ТRАСЕСА (Transport Corridor Europe – Caucasus – Asia) - трансевразийская магистраль древнего маршрута. И эта работа продолжается. В последние годы на северо-западе страны введено 12 скоростных автодорог, которые связывают Китай с приграничными странами. Их общая протяженность к 2020 году должна составить 150 тыс. км.

Понимая, что без хорошей транспортной инфраструктуры на протяжении всего маршрута говорить о развитии экономики и туризма не приходится, Поднебесная перешла к инвестированию в среднеазиатские страны (12 млрд. долларов!). 
В КНР уверены, что без совместных усилий и взаимовыгодного партнерского сотрудничества невозможно добиться развития и процветания территорий, которые входят в маршрут «Нового шелкового пути».

Со своей стороны среднеазиатские страны воспринимают этот проект, как Ренессанс искусства, культуры и науки тюркского мира. Повсеместно принимаются государственные программы по возрождению исторических центров шелкового пути, созданию инфраструктуры туризма, сохранению ремесел и уникального культурного наследия.

В этих странах уже сегодня пользуются спросом соответствующие турпродукты: программа "Всемирное наследие Великого шелкового пути", предлагающая туристам путешествие по маршруту Казахстан - Узбекистан - Туркменистан – Иран, тур "По странам Центральной Азии". С 2003 года действует специализированный туристский поезд «Жемчужина Шелкового пути», который проходит по территории Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Этот маршрут планируют довести на западе до Ирана, а на востоке – до Китая. Все подобные проекты красноречиво говорят, что самый перспективный путь развития туризма отдельных стран и данного региона в целом – это участие в транснациональном проекте «Новый шелковый путь».

Увы, но на этом пути есть очень серьезное препятствие - визовые проблемы. Понятно, что современный турист заинтересован в посещении сразу нескольких стран в рамках тематических туров по Великому шелковому пути, причем желательно с одной туристской визой сроком до 3-х месяцев. Однако пока в дипломатических кругах нет единого мнения в вопросе взаимного признания туристских виз для граждан третьих стран. Наиболее разумным выглядит предложение ввести единую туристскую визу «Шелковый путь», что дало бы возможность упростить формальности для посещения туристами сразу нескольких дестинаций маршрута. Кроме того, высказывается пожелание о введении единых стандартов сервиса и обслуживания гостей на этих территориях (транспорт, гостиницы, объекты показа и т.д.). Не секрет, что уровень жизни в приграничном Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая (СУАР) на много выше, чем в странах Центральной Азии.

Тем не менее, сегодня для развития массового транснационального туризма на исторической трассе «Великий шёлковый путь» уже много сделано: подготовлена материальная, культурная и ментальная основы. Дело за малым.

По прогнозам экспертов ВТО и ЮНЕСКО, проект «Новый шелковый путь» имеет большое будущее. Так, некоторые среднеазиатские дестинации входят в топ направлений, где в ближайшее время ожидается туристический бум, а сам маршрут к 2020 году станет одним из самых популярных и способных привлечь около трети туристов со всего мира.

В чем причина такого интереса к продукту «Великий шелковый путь» постараемся выяснить, что называется «при ближайшем рассмотрении». В наших следующих выпусках мы проведем вас по следам древней караванной дороги: из самого сердца Китая - города Чжэнчжоу на северо-запад страны – в СУАР, граничащий с 8 среднеазиатскими государствами.

 

Татьяна Деменева специально для «Питер-Т».

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «»