Китай: Как просто и красиво посчитать внутренний туризм, чтобы соседи завидовали?

Подошли к концу первые поствирусные праздники, уже который день китайское и мировое туристическое сообщество осваивает новость о то ли 121, то ли 115 миллионах туристских поездок по Китаю в течение всего 5 дней Первомая. Расскажем о том, как с помощью креативного использования статистических данных можно порадовать свою туристскую отрасль скорым безболезненным восстановлением, а заодно и заставить весь мир завидовать.

#СтатистикаРейтинги

ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПОДСЧЕТЫ КАК НОВАЯ НОРМА
В мире, охваченном пандемией коронавируса, многие уже привыкли начинать день с обзора печальной статистики: сколько было сделано тестов, сколько новых случаев заражения, какой процент смертности и есть ли намеки на долгожданное плато. В условиях повышенной эпидемиологической опасности меняются запросы к полноте, достоверности и своевременности информации и в других областях жизни и экономики, напрямую не связанных с медициной. Кому бы еще год назад пришло в голову в ежедневном режиме следить за количеством граждан на улицах города? Эпидемическая реальность меняет наше информационное поле, в частности, и требует от новостей большей дискретности и регулярности. Как личные стратегии, так и решения на уровне страны зачастую принимаются в зависимости от актуальных новостей.

ДВАДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ ПОЕДОК В ДЕНЬ
С начала февраля власти на местах обязали в ежедневном режиме предоставлять информацию о перемещениях граждан между регионами КНР. Министерство транспорта публикует эти данные в открытых источниках, похоже на наш «индекс самоизоляции граждан». Например, самый низкий показатель пассажирской активности был отмечен 14 февраля – 12 c небольшим миллионов поездок по стране. К концу же февраля среднее количество пассажирских перевозок возросло до 15 миллионов, а к концу марта – до 18 миллионов поездок в день. Апрельские послабления карантинных ограничений естественным образом увеличили пассажиропоток, и 28 апреля была достигнута психологически важная отметка в 20 млн поездок в день.

ПЕРВОМАЙСКИЙ РЕКОРД – НЕ ОСОБО РЕКОРД
А теперь смотрим на первомайские праздники и «невероятные» темпы восстановления.
1 мая – 26 миллионов
2 мая – 23 миллиона
3 мая – 23 миллиона
4 мая – 23 миллиона
5 мая – 25 миллионов
Итого – 121 миллион поездок
С первого взгляда видно, что вообще-то число ежедневное число поездок не сильно отличается от обычных ежедневных показателей. В первый и последний выходные дни немного побольше, но в целом суммарный прирост пассажиропотока в пять майских выходных составил лишь 17% от показателей за последние пять дней апреля.

НОЧЕВКИ И СОПУТСТВУЮШИЕ УСЛУГИ
У Министерства культуры и туризма получаются похожие результаты, однако по собственной методике. В отличие от Министерства транспорта, Министерство культуры и туризма берет за единицу измерения «туристскую услугу по приему». При этом не раскрывается, какие именно услуги из бесчисленного многообразия удобств и развлечений, потребляемых любым путешественником, признаны статистически значимыми. По отрывочным упоминаниям в отчетах различных провинций видно, что, по меньшей мере, учитываются ночевки в средствах размещения, посещения объектов показа, но так же и многое другое. Интересно, что столь привычная для нас статистическая единица, как ночевка, в Китае не очень прижилась, только несколько провинций раз в квартал публикуют данные о ночевках. Например, в прошлом году в самой густонаселенной, но не в самой туристской провинции Гуандун услуги размещения в среднем ежедневно предоставляли 1 млн 400 тысяч раз. А в раскрученной курортной провинции Хайнань почему-то на порядок меньше – 168 тысяч. Действительно, получается, что количество ночевок мало что говорит о степени развития туризма.

КАК НИ СЧИТАЙ – В ДВА РАЗА МЕНЬШЕ
Поразительно, что хотя Министерство транспорта и Министерство культуры и туризма считают столь разные материи – одно министерство считает поездки, а другое – некий список услуг, включающий ночевки, музеи и еще что-то, результаты выходят практически идентичными: в этом году за 5 дней 121 млн и 115 млн, в прошлом году за 5 дней 256 млн и за 4 дня 195 млн (цифры за 5 дней Министерство культуры и туризме не приводит).
Годовое падение, посчитанное на основании этих данных, и вовсе совпадает тютелька в тютельку – минус 53 %.

ВСЕ, ЧТО ДВИЖЕТСЯ
С приходом коронавируса изменилась не только частотность замеров, но и сам принцип подсчетов. В условиях эпидемиологической опасности с особой внимательностью учитывается любое перемещение граждан вне пределов мест постоянного проживания. Данные Минтранса фиксировали «все, что движется» на самолетах, поездах, водном транспорте, а также рейсовых автобусах (кроме внутригородского общественного транспорта).

НА САМОЛЕТАХ – 2,6%.
За пять выходных дней Первомая количество авиационных пассажиров в Китае составило 3,16 миллиона – на 68% меньше, чем в прошлом году. Доля авиапассажиров в общем потоке также снизилась как по сравнению с прошлогодними праздниками (4%), так и по сравнению со среднеапрельскими показателями (3%).

НА ЛОДКАХ – 3,06%
Водным транспортом воспользовались даже больше, чем самолетами – 3,71 млн человек. Куда же они все направились водным путем? Статистика этого раздела учитывает перевозки на любом виде водного транспорта, от плота до круизного лайнера. В эти данные, таким образом, попадают все экскурсанты малых прогулочных судов с получасовыми или часовыми рейсами по многочисленным живописным и не очень речушкам и водоемам огромного Китая. Кстати, в годовом исчислении перевозки водным транспортом просели меньше остальных – всего на 33%. Возможно, это связано с тем, что в большинстве туристических центров билеты на водные круизы раздавали бесплатно или с огромными скидками через систему потребительских купонов, о которых мы уже рассказывали.

НА ПОЕЗДАХ – 23,4%.
В период праздничных выходных было совершено 28 миллионов 477 тысяч поездок на железнодорожном транспорте, что на 8 миллионов больше, чем за пять дней, предшествовавших выходным. В прошлом году доля ж/д перевозок в общем пассажиропотоке составляла с 28%.

НА АВТОБУСЕ – 70,9%
Статистика учитывает практически все виды автобусных перевозок, за исключением внутригородского общественного транспорта. 86 миллионов 140 тысяч поездок на этот Первомай включают в себя: рейсовые, маршрутные, заказные и экспресс автобусы, выполняющие пригородные, междугородние рейсы, перевозку между малыми населенными пунктами, и даже туристский транспорт внутри города. Количество автобусных пассажиров упала на 50% по сравнению с прошлым годом. Связано это с тем, что до сих пор не сняты ограничения на регулярное автобусное сообщение между провинциями.
Надо сказать, автобусное пригородное сообщение в Китае является самым массовым видом транспорта не только в праздничные дни. В апреле этого года ежедневное количество пассажиров в среднем фиксировалось на уровне 15 миллионов человек – около 80 % всех перемещений. Разница использования автобусов в обычные и праздничные дни всего лишь 13%.

СКОЛЬКО ПОЕЗДОК НА КАРТИНКЕ ВЫ ВИДИТЕ?
Давайте немного поучимся считать по-китайски. Для сравнения возьмем турпоездку в Санкт-Петербург туриста из другого региона нашей прекрасной родины. Допустим, наш герой прилетел и улетел на самолете. За три дня он немало успел – на метеоре съездил в Петергоф, на маршрутке – в Царское Село, и на электричке – в Павловск. По всем направлениям поездка туда и обратно. В городе, помимо пешеходного осмотра основных достопримечательностей, он прокатился на кораблике по рекам и каналам, купил билет на туристский hop-on hop-off автобус с обзорной экскурсией. Сколько «туристических поездок» здесь вы видите?
Привычная для нас система учета и статистики, основанная на данных миграционной или пограничной службы, воспримет активность нашего героя как одно туристическое посещение. Но по китайской системе гражданин за три дня совершил десять туристических поездок! Десять, Карл! За три дня!
Страшно представить, какой «туристский» поток по китайской методике генерируют жители Подмосковья, работающие в столице и добирающиеся каждый день на работу на электричке или маршрутке!

ТУРПОЕЗДКА ИЗ СПАЛЬНОГО РАЙОНА В ЦЕНТР ГОРОДА
Тем не менее, методика Министерства культуры и туризма еще затейливее. Министерство считает «туристские услуги по приему», но список их не раскрывает. Однако кое о чем можно судить по проговоркам, которые допускают провинциальные и местные туристские власти при подаче своих отчетов.
Доля ночевок в средствах размещения в общем количестве туристских услуг составляет от 10 до 45 % в зависимости от провинции. А каковы остальные услуги? Да, в общем-то, любые, которые можно посчитать: посещение музеев и выставок, парков и заповедников, аттракционов и ярмарок, ночных клубов и интернет-кафе, и даже иногда покупки в торгово-развлекательных центрах – в зависимости от того, сколько фантазии и желания стать передовиком производства проявится у местных властей.
Каждый регион старается отличиться и публикует свои достижения, на основании которых Министерство культуры и туризма составляет итоговые рейтинги. Например, в майские праздники этого года лидерами нации стали провинции Цзянсу (29 млн услуг), Гуйчжоу (23 млн услуг) и Хунань (почти 20 млн услуг).
Вероятно, именно особым и не всегда подтверждаемым центральной властью региональным рвением можно объяснить тот факт, что общая сумма предоставленных туристских услуг, сложенная по отчетам провинций – 269 миллионов – оказывается в два с лишним раза выше официально объявленных 115 миллионов.
Интересно, что среди предоставленных туристских услуг по приему не замечено поездок. По-видимому, при любом чиновничьем усердии все же нельзя заходить на чужую территорию: поездки посчитаны отдельно Министерством транспорта.
И в завершение картины: оказывается, что более 50% всех «туристских услуг по приему» в Китае в этом году было оказано местному населению, которое, очевидно, также не прочь совершить увлекательное путешествие по родному селу или городу. Минимум половина туристских услуг была освоена самостоятельно без всякого участия приезжих – не иностранцев, а именно приезжих, в том числе из других районов Китая. Невольно закрадывается вопрос, может быть, туристская дестинация, достигшая статистического совершенства, способна вообще обойтись без туристов?

ДВЕНАДЦАТЬ МИЛЛИАРДОВ «ТУРИСТСКИХ» ПОЕЗДОК
Любая страна, конечно, имеет право избирать тот способ подсчета туристской активности населения, который ей представляется наиболее удобным и репрезентативным. На сегодняшний момент в Китае в качестве метода выбрано отслеживание пассажирской активности. Далее вопрос правильной интерпретации. 121 миллион «туристских поездок», это даже близко не 121 миллион туристских прибытий. 70% – это переезды на пригородных и междугородних автобусах и маршрутках. Опираясь на данные доклада Министерства транспорта КНР – 121 млн поездок за пять дней, что на 17 % больше обычного ежедневного трафика, получаем, что в нынешний худой эпидемический год в Китае должно состоятся более 7 миллиардов поездок, а в прошлый, тучный было более 12 миллиардов поездок в соответствии с данной методике подсчета.

КИТАЙСКАЯ ШКАТУЛКА
Китайская статистика напоминает китайскую шкатулку. Приоткроется, мы увидим что-то занятное, и тут же снова захлопывается. Общие данные о количестве оказанных услуг в туризме публикуются буквально несколько раз в год: в так называемые «золотые недели». Ежедневные сводки о туристком пассажиропотоке больше не публикуются. Последний открытый отчет Министерство транспорта сделало за 5 мая. Уровень экстренного эпидемиологического реагирования снижен с первого до второго практически по всему Китаю. Скорее всего, следующие замеры опять будут основаны на новых принципах. Китайская статистика строго следит за тем, чтобы открытые данные не оставляли независимому исследователю шанса для сопоставимых сравнений, верификации данных и определения исходной методологии. Как правило, открыто публикуются данные либо за разные периоды наблюдения, либо в разных единицах измерения, либо по разным объектам. Работаем с тем, что есть.

СТО МИЛЛИОНОВ В КИТАЕ И В РОССИИ
Мы привыкли, к гигантским цифрам из Китая и их несопоставимости с российскими масштабами. Население нашей страны (146 млн) не так уж и намного превышает население китайской провинции Гуандун (113 млн).
Однако красивые цифры – вроде тех же пресловутых ста миллионов – любят чиновники как в одной, так и в другой стране. Да и подход к статистике внутреннего туризма подчас совпадает. Было замечено, что если сложить вместе данные по внутреннему туризму, которые ежегодно предоставляют российские регионы, то получатся как раз сто миллионов. Даже в правительстве эти цифры назвали «завиральными». Что не помешало им перекочевать в качестве целевого ориентира на 2025 год в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019–2025 годы). Эксперты только разводят руками. Всерьез обсуждается, можно ли считать внутренним туризмом, например, поездки граждан на дачи.

СОВЕТ НА МИЛЛИАРД (ДАЖЕ НА ДВА)
Поэтому вот он – долгожданный совет рачительной хозяйке на заметку.
Мы прикинули: если нам заимствовать китайскую методику подсчета внутренних туристов, то – долой комплексы, какие там сто миллионов! Можно смело писать в ФЦП миллиард внутренних туристов! Тем более, если по примеру Китая, широким жестом зачислить в потребителей туристских услуг местных любителей засиживаться в ресторанах и барах и завсегдатаев ночных клубов.
А можно еще развить китайский опыт (как сами китайцы не догадались?). У них отдельно Министерство транспорта считает поездки, а Министерство культуры и туризма – другие услуги. Но поездки-то ведь тоже суть туристские услуги. Логично сложить вместе.
Получаем два миллиарда внутренних туристов в России в год. По китайской методике, конечно.

Фото https://bit.ly/2yYGVd8

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Статистика/аналитика»

Апрель 19, 2024 - 20:43

В Петербурге начинает постепенно восстанавливаться туристский поток из-за рубежа.

 

Апрель 19, 2024 - 09:46

В майские праздники с 28 апреля по 12 мая выходными будут два периода по 4 дня – прекрасное время для путешествий. 

 

Апрель 14, 2024 - 11:41

Согласно результатам исследования Московского международного салона образования (ММСО), проведенному среди 1 233 совершеннолетних жителей разных регионов России, каждый десятый россиянин мечтает работать в сфере туризма, однако большинство пока не считает эту сферу подходящей для долгосрочной карьеры.

 

Апрель 7, 2024 - 21:02

Россияне в 2024 году стали заметно активнее интересоваться Алжиром, рост спроса может быть связан как с интересной экскурсионной программой, так и с наличием прямой авиаперевозки на рейсах Air Algerie, сообщает Российский союз туриндустрии (РСТ).