В 2016 году Хорватия вновь демонстрирует наибольшую отрицательную динамику среди европейских пляжных направлений. Главные факторы падения - высокая стоимость отдыха и визовый режим.
Хорватия отстает от всех европейских пляжных соперников.Черногория, Испания, Италия, Греция и Болгария по итогам сезона смогли продемонстрировать рост, чего не скажешь о Хорватии.
Как рассказала руководитель отдела Европы компании BSI Group Екатерина Каменева, спрос на отдых в Хорватии на 12% ниже, чем годом ранее. Глубина продаж в среднем составляет месяц, клиенты бронируют туры преимущественно с перелетами на регулярных рейсах. Среди самых запрашиваемых – курорты Средней Далмации. В Сплит, где находятся лучшие пляжи страны, ежедневно летает рейс "Аэрофлота". "Мы не принимаем участия в чартерных программах, но
от коллег по цеху я знаю, что до июля направление проседало", – сказала г-жа Каменева.
Более значительное снижение объемов по Хорватии заметили в компании "Ванд Интернешнл". Руководитель профильного отдела Татьяна Маркова рассказала RATA-news, что наблюдает спад до 30% по сравнению с минувшим годом. "Глубина продаж не больше месяца, а раньше в мае уже брали сентябрь. Популярны Средняя Далмация и Дубровник. Сейчас многие бронируют хорватские курорты через booking.com, возможно, поэтому и снижение ощутимое", – добавила она. Г-жа Маркова подчеркнула, что в прошедшем сезоне туристы выбирали скорее бюджетное размещение, а в этом чаще заказывают отели от среднего до высокого уровня.
Последние 2-3 недели спрос немного подрос, - сообщил порталу Туринфо руководитель отдела Хорватии и Черногории компании DSBW Денис Фомин. Традиционно востребован сентябрь: в это время на хорватском побережье еще очень тепло, а публики меньше, да и цены с началом осени снижают. "Добирает народ и конец августа, но на ближайшие даты уже крайне сложно найти места и авиабилеты. Оплаченный накануне вылета билет обойдется в €600-700. Вывозные рейсы на конец августа, как обычно, в дефиците, и туристы вынуждены смещаться по датам на начало сентября", – уточнил эксперт. Оператор в этом году отказался от больших блоков мест, работает с перевозчиками под запрос.
По словам г-на Фомина, по спросу Хорватия заметно уступает Черногории. Конкурент выигрывает не только за счет безвизового въезда, но и по причине широкого выбора недорогих апартаментов. В Хорватии более дорогая гостиничная база, которая, к сожалению, в условиях кризиса мало востребована у экономных российских туристов.
Татьяна Круглова, ведущий PR-менеджер компании TUI Russia говорит, что в их компании продажи Хорватии идут на уровне 2015 года, без ощутимых колебаний по месяцам. До конца сентября основной продукт почти распродан. "Самый популярный курорт – Пореч в Истрии, входящей в наш основной ассортимент пакетных туров. А в туры по Средней Далмации включены только отель и страховка, без перелета. Клиенты стараются взять самые дешевые предложения среди конкурентов по определенным отелям. Как правило, они ориентированы на отели цепочки Plava Laguna уровня 3-4*", – сказала она. По ее словам, на спецпредложения в этом сезоне местные отельеры были не очень щедры, но цены оставили фактически на прежнем уровне.
Виталий Чижиков, генеральный директор компании "Пакс", говоря о продажах, оценивает проседание на 18% по отношению к прошлому году. "Факторы снижения традиционные - нестабильная экономическая ситуация, приведшая к уменьшению покупательной способности россиян, высокий курс европейской валюты. Учитывая, что Хорватия никогда не была бюджетным направлением, конечно, туристы предпочитают отдыхать в той же Черногории. Что касается визового вопроса, то он не приводит к глобальному снижению. У многих туристов открытые шенгенские визы".