Холодно, да сыто. Гастрономический туризм в России.

Давно ли мы были в древнем городе Суздале? Недавно: в июле — на Дне огурца, о чем и поведали в «СПб ведомостях» (см. «Огуречное лето», 24 июля).Но вот и осень позвала в этот милый городок...

Галопом не по Европам

Аналитическое агентство «ТурСтат», ориентируясь на отзывы путешественников, назвало самые лучшие фестивали и «вкусные» праздники в России, популярные в сентябре.

Открывает сентябрьскую объедаловку рыбный фестиваль «Калакунда», который прошел в столице Карелии Петрозаводске в первые выходные месяца. Место праздничной дислокации — берег реки с самым что ни на есть рыбным названием Лососинка. Сверхзадача сего действа, обозначенная в официальных документах, — поддержка и пропаганда рыбного промысла в республике (кстати, и в переводе с карельского языка «калакунда» обозначает «племя рыбы»).

Еще один рыбный фестиваль — «Свияжская уха» — привет из Татарстана. С XVI века рыбный промысел считался у жителей острова-града Свияжска одним из самых прибыльных. Чаще всего сети местных рыбаков были наполнены лещами — именно эта рыба стала символом Свияжска и удостоилась чести попасть на его герб.

Из Татарстана — на юг! И не куда-нибудь, а поближе к Абрау-Дюрсо. Тут в минувшие выходные позвали народ на... кто такой догадливый? Кто сказал: «На игристое, на шампанское»? Ну да, Абрау-Дюрсо — знаменитый винодельческий поселок. Но фестиваль «О, да! Еда!» не помещается в бокал игристого. Берем шире: нынче его тема — черноморская кухня, которая, как известно, сочетает в себе болгарскую, греческую, грузинскую, итальянскую, русскую и татарскую кулинарии.

В другом городе России, в Мичуринске, в минувшие выходные объедались яблоками. Если не по количеству садов, то по любви местных жителей к яблокам Мичуринск может считаться яблочной столицей России. Здесь с 1872 года жил и работал Иван Владимирович Мичурин (правда, городок тогда именовался Козлов, а в честь ученого его переименовали ровно 85 лет назад — в 1932-м). В память о достижениях знаменитого селекционера в городе ежегодно и проходит Фестиваль мичуринского яблока.

В этом списке и суздальский фестиваль «МедовухаFest» («МедовухаФест») — наш ответ многочисленным пивным «фестам». Праздник молодой, проходит всего во второй раз. Но где, как не здесь, дегустировать древнейший русский напиток?

Питный, ставленый, хмельной

В стародавние времена все напитки, которые делались на меду, называли «медами» или «медами питными». Постскриптум любой русской сказки вспомним: «И я там был, мед-пиво пил...» — это как раз о том самом питном меде.

В русских летописях, датированных 880 годом, впервые упоминается ставленый мед, он же медостав. Рецепт его описан в «Домострое». В общих чертах процесс выглядел так. Брали две трети меда и одну треть ягод — вишню, бруснику или смородину. Все это перебраживали, не добавляя воды, в бочках.

Смесь многократно переливали и, когда она доходила до определенной кондиции, перемещали в бочонки. Смолили их и зарывали — «ставили» — в землю. Лет этак на... двадцать. А то и на все сорок! Минимальным сроком для готовности напитка были пять — восемь лет. Правда, такое питие считалось недодержанным.

Чуть позже в смесь меда и ягод навострились добавлять хмель. Так появился хмельной мед. Процесс пошел быстрее — напиток можно было употреблять уже на третий год. Хотя идеальным сроком выдержки хмельного меда считалась десятилетка. Питие получалось уже с крепким градусом.

Одновременно на Руси «веселили жизнь» вареным или сытным медом, технология приготовления которого близка к пивной. Тут уже нужна была вода.

Медовухи, дошедшие до наших дней, появились где-то на стыке XVII — XVIII веков, когда медостав стал роскошью, медоварение резко сократилось. Истинно русские напитки были потеснены заморскими: вином и... водкой. Но вино могла пить только знать, а с «огненной водой», способной валить с ног, русский человек еще не сдружился. Требовалась альтернатива. И она появилась: медовуха.

Питие крепостью от 10 до 16 градусов (и больше), с содержанием сахара 8 — 10% (и меньше). С классическими медовыми напитками медовуха имела только одно общее — мед. Рецепт же ее приготовления в отличие от питных медов максимально упростился: кипячение, стерилизация, добавление хмеля, сбраживание. Расширить вкусовую гамму и крепость помогают кроме хмеля ягоды, травы и пряности. Медовуха готовилась и готовится всего за семь дней.

Находятся, увы, охочие до быстрых денег дельцы, предпочитающие смешать мед с водой, добавить бутылку водки или, что хуже, какого-нибудь «левого» спирта, — и выдать это за «Медовуху крепкую, 25-градусную». На нечто подобное, разлитое в пластиковые бутылки, можно нарваться на городских медовых ярмарках. Совет бывалых: обходите подозрительное пойло стороной. Не ведитесь на дешевизну товара. Стоимость настоящей медовухи — от 300 рублей за литр. Ориентируйтесь на продукцию известных производителей.

Впрочем, таковых в России не так уж и много — всего полтора десятка предприятий. Есть крупное у нас, в Петербурге, и еще одно — средней мощности. Наши работают на привозном сырье — развитого промышленного пчеловодства в окрестностях северной столицы не наблюдается. А вот у «медовушных» заводов на Алтае, в Белгородской, Курской, Ростовской областях есть свои пасеки.

Аналитики рынка слабоалкогольных и безалкогольных напитков медовуху как отдельный сегмент не рассматривают. Объединяют ее с сидром — напитком, полученным из яблочного сока, и с пуаре — напитком из грушевого сока. Утверждают, что рынок этот активно развивается. Так, за время с 2011-го до 2016 года объемы продаж выросли в 13 раз: с 3,2 миллиона литров до 41 миллиона. Спад был зафиксирован только в 2012-м. Тогда было введено лицензирование этих напитков. Производители в спешном порядке переориентировались на выпуск безалкогольной продукции. Но в 2013 году закон отменили, и все вернулось на круги своя.

Наибольший объем продаж приходится именно на медовуху — 74,3% (30 млн литров). Вторую позицию занимает сидр — 18,1% (7,3 млн). Соответственно, на долю продаж пуаре пришлось 7,7% (3 млн литров).

Что русскому сбитень, то иностранцу глинтвейн

Покупку медовухи, как правило, потребители совершают разово, от случая к случаю. Приобретение часто носит, как говорят маркетологи, «ознакомительный характер». В обозримом будущем, прогнозируют эксперты, медовуха вряд ли станет товаром массового потребления. Но ей уготовано если не блестящее, то по крайней мере прочное будущее. Медовый напиток — товар штучный, максимально приближенный к домашним заготовкам. А следовательно — качественный, натуральный и полезный.

На суздальском «МедовухаFest» не обходят стороной еще один медовый напиток — сбитень. Старинное русское питие из воды, меда и пряностей, щедро приправленное лечебными травами. Свою официальную историю сбитень ведет аж с 1128 года — именно тогда он был упомянут в славянских летописях. На протяжении многих веков сбитень заменял русскому человеку чай.

Иностранцы называли его «русским глинтвейном». Возможно потому, что для них хозяева трактиров и прочих подобных заведений частенько готовили сбитень с вином. Зимой на улицах российских городов можно было встретить сбитенщиков, которые носили напиток на продажу за спиной в огромных медных сосудах в виде самоваров, закутанных в теплую ткань. Фигура сбитенщика была столь характерной для того стародавнего времени, что изображение его можно было встретить на лубочных картинках, старинных гравюрах и акварелях.

Сегодня сбитень без особого труда можно купить в супермаркетах. Продается он в пластиковых бутылках (от 120 рублей за 1,5 литра), часто позиционируется как «биолимонад». Можно увидеть концентрированный сбитень в так называемых кюветках (0,03 л — от 25 рублей/штука) — на одну порцию готового напитка. Есть концентрированный сбитень в стеклянной таре объемом 0,33 литра. Средняя цена бутылочки — 400 целковых. Но хватает такой бутылочки порций на десять.

Можно приготовить сбитень и своими ручками, по одному из сохранившихся классических рецептов. Вот хотя бы по этому.

* Взять 3 столовые ложки меда, 2 стакана воды, по половинке чайной ложки сухой мяты, листа смородины, эстрагона или других ароматных трав по вкусу. Листья и травы залить крутым кипятком и дать настояться полчаса-час. Остывший настой процедить. И снова подогреть, чтобы пить горячим.

...Гастрономические фестивали сентября тем временем продолжаются. В конце нынешней недели зовут в Астрахань — на День арбуза. В те же дни ждут гостей в Торжке — российской столице пожарских котлет. Тамбовская область кличет на «Картошкины именины». Липецкая зазывает в «Яблочный край, ягодный рай». Такой уж он, сентябрь, — как говорили в народе: «Холоден, да сыт».

 

Как сообщает Петростат, цены на продовольственные товары в августе по сравнению с июлем снизились на 1,8%. С начала года повысились на 1,3%.

Продолжалось сезонное снижение цен на плодоовощную продукцию. В среднем она подешевела на 14,0%, в том числе капуста свежая — на 36,4%, помидоры — на 25,6, лук репчатый — на 24,4, морковь — на 24,0, картофель — на 23,9, свекла — на 19,6, бананы — на 18,8%.

Рыба мороженая неразделанная стала дешевле на 3,3%, яйца — на 2,9, пшено — на 2,1, куры — на 1,3%. Рост цен отмечался на муку пшеничную — 2,9%, сметану — 2,4, кисломолочные продукты — 1,0, сахарный песок — 0,8%.

Стоимость минимального набора продуктов питания в ценах августа составила 4708 рублей 11 копеек в расчете на месяц, что на 229 рублей ниже, чем в июле.

Из непродовольственных товаров возросли цены на учебники — 4,4%, школьно-письменные принадлежности — 3,0, ранцы и рюкзаки для школьников — 2,9, одежду для детей школьного возраста — 0,9%.

Услуги зарубежного туризма подорожали в среднем на 3,4%, проезд в такси — на 2,0, курсы обучения вождению легкового автомобиля — на 1,1%. Из бытовых услуг ремонт холодильников стал дороже на 2,4%, ремонт брюк — на 0,7%. Снизились цены на услуги гостиниц — 7,7%.

ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС/СПб Ведомости

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Еда и напитки»

Март 1, 2024 - 00:42

Древнерусская  кухня достигла своего расцвета к XV – XVI веку и имела  характерные особенности. Русские люди жили охотой, собирательством, держали огороды и домашний скот.

 

Январь 30, 2024 - 18:38

Региональная команда, состоящая из шестнадцати петербургских организаций, приступила к разработке гастрономического тура по Санкт‑Петербургу.

 

Январь 29, 2024 - 22:54

Санкт-Петербург по праву имеет статус главного туристического направления в индустрии гостеприимства России. Именно наш город задаёт тренды и в отельном сегменте федерального уровня и в ресторанных концепциях всей страны. 

 

Январь 16, 2024 - 11:21

Новые предложения в сфере промышленного туризма Петербурга будут представлять пищевую промышленность города.