Сколько средств реально получат аэропорты Юга России

Росавиация попросит дополнительные 2,4 млрд на поддержку закрытых аэропортов Юга России. Остальным региональным аэропортам денег пока не дадут, несмотря на то, что они тоже испытывают проблемы с пассажиропотоком.

Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) внесло в правительство проект распоряжения о продлении поддержки закрытым аэропортам Юга России на 3-й квартал 2022 года.

Предполагается, что дополнительное финансирование должно составить 2,4 млрд рублей. Общая сумма утвержденных на сегодня субсидий – 3 млрд рублей, из которых 1,3 млрд уже выплачены.

ДРУГИМ АЭРОПОРТАМ ГОСПОМОЩИ ПОКА НЕ СВЕТИТ

Вместе с тем, основной пассажиропоток российской гражданской авиации формируется именно туристами и многие из них летят как раз на юг. А это значит, что отсутствие возможности прилететь в аэропорт Анапы или Геленджика приводит к снижению количества пассажиров и у тех аэропортов, откуда этот турист вылетал бы.

Однако, как ранее написала газета «Ведомости», Минфин отклонил инициативу оказать поддержку другим российским региональным аэропортам – на их нужды Минтранс совместно с Росавиацией и профильными ассоциациями просили еще 10 млрд субсидий.

Издание сообщает, что, по мнению специалистов Министерства, которые проанализировали отчетности аэропортов, пока у них «все не так уж и плохо».

На самом же деле, российские аэропорты продолжают терять пассажиров. В частности, если посмотреть на вещи реально, то ситуация разительно отличается от той, какой её показывают в официальной статистике.

Например, мы недавно писали, что реальное снижение международного пассажиропотока «Аэрофлота» – до уровня 2000 года, а не 0,2%, как его пытаются представить, сравнивая несравнимые показатели. Даже по официальным прогнозам российская авиация по итогам года может недосчитаться как минимум 19 млн туристов.

Аналогичная ситуация и в аэропортовом бизнесе.

СКОЛЬКО ПАССАЖИРОВ НА САМОМ ДЕЛЕ ПОТЕРЯЛА МОСКВА

Например, Департамент транспорта Москвы (а Росавиация больше не публикует официальную статистику деятельности гражданской авиации) пишет, что в июне количество пассажиров московских аэропортов на внутренних рейсах превысило 4,5 млн и уровень восстановления пассажиропотока составил 97% от показателей 2019 года.

Однако важно учитывать, что хотя лето 2019 года было, конечно, рекордным в истории российской авиации, но вот внутренних рейсов это не особо касалось, так что сравнение не вполне корректно. 

Рост интереса к внутренним авиалиниям у туристов возник только и исключительно на фоне кризиса в международных перевозках (начиная с ковида). А от состояния на 2021 год, с которым официальная статистика любит сравнивать нынешние международные показатели авиации, сегодня в московских аэропортах нашлось только 77% «внутренних» пассажиров, что полностью соответствует прогнозам экспертов и участников рынка.

А на международных рейсах и вовсе осталось чуть более трети от количества пассажиров, которые ими воспользовались в 2019 году, пока международное авиасообщение еще не пострадало, а именно 1,56 млн человек. Что, конечно, в два раза больше, чем годом ранее. Но ведь годом ранее в июне была еще закрыта даже Турция.

Итого, в июле 2022 года аэропортами московского авиаузла воспользовались на внутренних и международных рейсах на 37,5% меньше пассажиров, чем за аналогичный период 2019 года. И на 14,3% пассажиров меньше, чем за июнь 2021 года, когда, еще раз подчеркнем, несмотря на разгар сезона, фактически полностью были закрыты самые популярные международные направления (то есть лететь было попросту некуда и не за чем).

Что же касается еще одного показателя, который приводит Дептранс в качестве иллюстрации восстановления динамики роста спроса: +36% пассажиров по отношению к маю 2022 года, он действительно неплохой.

В прежние годы эта цифра варьировалась в пределах 10-20% роста. Но, во-первых, на более высокой в абсолютных цифрах базе, а во-вторых, она меняется в последнее время под влиянием слишком многих внешних факторов. Например, в кризисном 2020 году количество авиапассажиров в Москве в июне увеличилось сразу в три раза по отношению к маю.

РЕГИОНАЛЬНЫМ АЭРОПОРТАМ ТОЖЕ НУЖНЫ ДЕНЬГИ, НО ЕЩЕ НУЖНЕЕ ПАССАЖИРЫ

«Количество передвижений людей растет и в Москве, и в регионах. Транспорт – это один из главных показателей того, что экономическая активность не пропадает. В этом году авиатранспортом в столицу прибыло много туристов из других городов России», – говорится в сообщении Дептранса.

Однако и в регионах, вопреки заверениям чиновников из Москвы, авиационная мобильность населения и не думает не расти. На пике туристического сезона основные аэропорты Краснодарского Края остаются закрытыми, а открытый Сочи недосчитался 6% пассажиров.

В Санкт-Петербургом Пулково, по последним открытым данным, пассажиропоток падал на 10-16%. А именно эти направления и являются основными точками притяжения для туристов и центрами деловой активности в стране. По другим регионам картина неоднозначная, но не тоже не позитивная.

«Пассажиропоток упал у тех, у кого была развита маршрутная сеть и было много международных рейсов», – говорит один из представителей регионального аэропортового бизнеса. По его словам, снижение пассажиропотока в этих случаях достигает 20%.

Есть и такие российские аэропорты, где наблюдается небольшой рост. Однако вполне логично предположить, что на жизнедеятельность малых аэропортов, откуда выполняются преимущественно региональные и межрегиональные дотационные рейсы нынешняя ситуация действительно повлияла в меньшей степени. И это внешне сгладит динамику пассажиропотока в целом по стране, но не отразится на общем негативном экономическом тренде.

Ранее мы писали, что эксперты отрасли уже ведут речь о том, что одними финансовыми вливаниями делу не поможешь – в авиацию вкладывается немало денег в 2022 году, но желаемого результата пока нет, что признается даже на уровне регулятора. Аэропортам нужны не деньги, а живые пассажиры.

В частности, например, представители компании «Аэродинамика», которая управляет аэропортом Краснодара, просит у властей разрешить аэропорту работать, используя воздушный коридор через Майкоп и Сочи в облет зоны ограничений.

Екатерина Тропова

Фото: сайт аэропорта Анапы

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Март 27, 2024 - 17:40

«Россия» (Группа Аэрофлот) приступит к выполнению прямых рейсов из Ставропольского края на популярный турецкий курорт с началом высокого сезона.

 

Март 26, 2024 - 18:39

«Россия» (Группа Аэрофлот) приступит к выполнению полетной программы из Москвы в Костанай с начала действия летнего расписания.

 

Март 21, 2024 - 20:26

Полетная программа «России» (Группа Аэрофлот) между Санкт-Петербургом и Мурманском расширяется. Авиакомпания с 31 марта будет выполнять три рейса в день, а с июня частота полетов составит до пяти раз в день.

 

Март 21, 2024 - 11:35

Уважаемые партнеры, рады сообщить Вам о продлении промо – тарифов авиакомпании Gulf Air (RT и OW) на период продаж до 10 апреля 2024 для полётов до 30 сентября 2024 года.