Горящие туры угасают

Туроператоры, стремясь в кризис минимизировать риски, почти полностью отказались от продажи горящих туров — путевок, предполагающих значительную скидку при бронировании за несколько дней до вылета. Если раньше на них приходилось до 20% продаж, то теперь речь идет о единичных случаях.

По словам участников рынка, на фоне продолжающегося два года кризиса на туристическом рынке из предложений туроператоров почти исчез так называемый формат горящих туров — путевок, продававшихся менее чем за неделю до предполагаемого вылета и предполагавших значительный дисконт от первоначальной цены.

Так, представитель компании "ОнлайнТур" Игорь Блинов отмечает, если до 2014 года на горящие туры приходилось около 15% продаж, то теперь их практически нет. "Соответствующие запросы от клиентов остались, но подобрать по ним что-нибудь почти невозможно: стоимость тура, купленного за несколько дней до отправления, сейчас оказывается на 30-40% выше, чем в предварительной продаже, а не наоборот",— поясняет он.
Похожие цифры называет исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее оценкам, если в 2014 году на горящие туры приходилось 15-20% продаж, то теперь речь идет максимум о 3-5%. Гендиректор Level.Travel Дмитрий Малютин также отмечает сокращение объемов горящих предложений. Но, по его словам, еще прошлым летом агентам удавалось находить такие туры в Грецию, на Крит и внутренние курорты.

Резкий рост популярности формата горящих туров начался в 2000-х годах. Пика сегмент достиг летом 2014 года. Тогда, готовясь к летнему сезону, многие крупные туроператоры переоценили будущий спрос организованных путешественников на поездки в Грецию. Впоследствии, не дождавшись существенного роста продаж, многие компании были вынуждены снижать цены.

Все это спровоцировало массовый демпинг на туристическом рынке, который впоследствии назывался одной из основных причин произошедшей летом 2014 года череды банкротств и последовавшего за этим кризиса доверия на рынке организованного туризма.
Игорь Блинов называет в числе причин исчезновения горячих туров меняющиеся правила игры на рынке. "Теперь операторы чаще используют в пакетных предложениях регулярную перевозку, предпочитают не выкупать сразу значительные блоки мест в отелях и отказываются от необоснованного демпинга для повышения клиентской базы",— объясняет он. Эксперт предполагает, что теперь понятие "горящие туры" несет в себе скорее маркетинговую нагрузку. Директор департамента развития агентской сети BSI Group Татьяна Белова тоже связывает отказ от формата с оптимизацией полетных программ туроператоров и их гарантий по покупке мест. "Сейчас "гореть" могут единичные предложения, например, если клиент в последний момент отказался от путешествия в силу чрезвычайных обстоятельств. И чтобы вернуть ему часть суммы, оператор или агенты могут перепродать эту путевку как горящую",— объясняет она.

Майя Ломидзе добавляет к перечню причин отсутствие на текущем рынке массовых туристических направлений, например Египта, и снизившуюся комиссию турагентов: если раньше по горячим турам ее размер мог доходить до 30%, сейчас речь идет не более чем о 12-13%.

В то же время, госпожа Ломидзе допускает, что предстоящим летом число горящих предложений в портфелях туроператоров может возрасти с учетом востребованности в этот период массовых сезонных направлений. Дмитрий Малютин предполагает, что рост сегмента может начаться после возвращения на массовый рынок Египта. Гендиректор "Пегас Туристик" Анна Подгорная настроена иначе: ждать от туроператоров массового демпинга, предполагающего в любом случае роста предложения горящих туров, уже не стоит. Рынок сильно изменился, поясняет госпожа Подгорная, и компании уже не готовы так рисковать и работать себе в убыток, как это было до 2014 года.

Александра Мерцалова

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Статистика/аналитика»

Сентябрь 9, 2025 - 17:21

Аналитики книжного сервиса Строки (входит в цифровую экосистему МТС) к 197-й годовщине со дня рождения Льва Николаевича Толстого выяснили, какие произведения классика чаще всего перечитывают петербуржцы.

 

Сентябрь 9, 2025 - 03:52

Белоруссия, Казахстан и Узбекистан лидируют в рамках Содружества независимых государств (СНГ) по числу туристов, посещающих Санкт-Петербург в 2025 году.

 

Сентябрь 8, 2025 - 09:05
По подсчетам аналитиков, летом 2023 года тур в Сочи для двух человек стоил 72 тыс. руб., в 2025 году — 89 тыс. руб.

 

Сентябрь 6, 2025 - 04:33

Эксперты компании «Аэроклуб», лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для управления командировками, проанализировали динамику спроса на перелеты в Китай со стороны представителей бизнеса и выяснили, какие индустрии чаще всего отправляли своих сотрудников в командировки в 2025 году и в каких отелях останавливаются деловые путешественники из России.