На прошлой неделе школьники сдавали один из самых непопулярных предметов ЕГЭ — географию. А параллельно в Москве шла конференция «Практическая география и вызовы XXI века», приуроченная к столетию Института географии РАН. Почти 800 ученых выясняли: настал ли конец географии и не пора ли в ХХI веке открывать наш мир заново?
Если послушать дискуссии, которые модерировал лично президент Международного географического союза Юкио Химияма из Японии, кажется, что географии в том виде, в каком ее изучают у нас, больше не существует. Конечно, части света на месте, материки никуда не уплыли, но подход к изучению пространства, в котором обитает человечество, в глобальном мире давно другой.
Изменилась сама суть понятия: подход, при котором изучают отдельности физическую, экономическую и политическую географию, не в ходу. На деле сегодня это сплав наук, которые изучают многомерное взаимодействие человека и мира. А оно так объемно, что нуждается в замере самыми современными методами — от приборов на спутниках и МКС, до математических моделей для анализа больших массивов информации. Человек так изменил планету, что его отношения с природой вышли на первый план. А итог этих отношений определяет одно слово: кризис.
— Мы живем в новую геологическую эпоху, которую географы называют «антропоцен» и посвящают ее исследованиям статьи, книги и конференции,— говорит замдиректора по научным вопросам Института географии РАН Аркадий Тишков.— Строго говоря, она берет начало около 2000 лет назад, когда стал распадаться античный мир, началось потепление климата и активное расселение народов на евразийском пространстве. Шло масштабное сведение лесов, уничтожение крупных млекопитающих степной зоны — только за последние века исчезло около 500 видов животных, полностью преобразовался растительный и почвенный покров. Мир, в котором мы живем, изменен почти полностью. Задача сегодня — по максимуму сохранить то, что есть, а не пытаться воссоздать утраченное (оно ведь существовало в других условиях окружающей среды). А если не думать о том, чтобы спасти настоящее, будет хуже.
Земля без холодильника
Ледники — один из самых горячих вопросов в отношениях людей и природы. Они исчезают: за несколько лет растаяли ледники на Килиманджаро в Африке, исчез ледник в Венесуэле, и многие связывают это со взлетом промышленности в XX веке.
— В ледниках — огромное количество воды, после таяния она попадает в Мировой океан,— говорит палеоклиматолог, ведущий научный сотрудник отдела гляциологии Института географии РАН Владимир Михаленко.— 20 тысяч лет назад его уровень был ниже современного на 160 метров! Процесс идет, и его последствия затронут прежде всего страны с развитой прибрежной инфраструктурой. Голландия отгораживается от моря новыми дамбами. Пострадает Флорида, прибрежные равнины Китая, наш Санкт-Петербург — если глобальное таяние ледников продолжится, он просто уйдет под воду.
Разрушение ледников — еще и научная катастрофа: ученые лишь в конце XX века научились по срезам льда определять, что происходило с климатом сотни тысяч лет назад, а если лед растает, исследовать будет нечего. Это как если бы из музеев разом исчезли кости всех динозавров…
— Чтобы сохранить ледники, запущены программы, в том числе и у нас,— говорит Михаленко.— На Алтае бурят ледник Белуху, идет подготовка к бурению на Эльбрусе. Часть добытого льда отправят в лаборатории, а часть — в Антарктиду. Там при среднегодовой температуре минус 56 он получит шанс сохраниться для следующих поколений.
Вода раздора
С водой не легче. Она хоть и занимает 70 процентов поверхности Земли, но для питья пригодно всего 3 процента. И с каждым годом проблема встает перед новыми территориями — в РФ она особо актуальна для южных областей и Забайкалья. Последнее остро ощущает изменение климата, так как расположено выше уровня моря, чем остальная территория РФ: с середины XX века здесь потеплело на 1,5 градуса. В Бурятии недостаток воды уже ощутим: пересыхает земля, горит лес.
Проблема чистой питьевой воды, говорят эксперты, скоро встанет перед всей Россией не только из-за климата, но и из-за неразумной хозяйственной деятельности.
Один из крупных проектов Института географии РАН — «Большая Волга». Подтолкнул парадокс: за 30 лет предприятий у реки стало меньше в разы, но загрязнение растет. Ученые объясняют: донные отложения накопили столько химии, города обросли свалками, сбрасывают тонны плохо очищенных стоков. Как только выявят источники загрязнения, появится и план оздоровления. Опыт есть: в 1960-е многие крупные реки Европы были мертвы, но полвека жестких мер их оживили. Все упирается в главный субъект географии эпохи «антропоцена» — программы работают, когда все, от главы государства до обывателя, понимают, что от ежедневных действий зависит благополучие города, реки, планеты. Информация к размышлению: многими городами Скандинавии (одного из самых экологически чистых регионов мира) управляют мэры с географическим образованием.
Пульсирующий мир
Планета буквально пульсирует от непрестанного перемещения человеческих волн. Современная география наносит их на карту, как движение океанских течений или воздушных масс.
— На 2017-й год в мире насчитывалось 258 млн мигрантов, переехавших на ПМЖ в другую страну,— говорит ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ Андрей Трейвиш.— В том же году число туристов, перемещающихся между странами, превысило 1,3 млрд. Представьте, наконец, что и мы, преодолевая в день свои скромные 10 км на работу, за 30 лет накапливаем 100 000 км пути — а это 2,5 оборота вокруг Земли по экватору.
Гигантские людские потоки — часть современного пейзажа Земли и в то же время сила, этот пейзаж меняющая. Для РФ характерны две встречные волны мобильности. Первая — отходники: люди из деревень и малых городов едут работать в большие, таких около 3 млн. А навстречу им движется более серьезная волна — дачники. Российское дачное движение самое мощное в мире: из Москвы летом на выходные выезжает 5 млн человек — население небольшой страны. Дачники меняют экономику территорий: под них строят инфраструктуру, магазины, создают услуги. Попутно дачные волны уничтожают малые города — так, многие населенные пункты между Москвой и Санкт-Петербургом при смерти: их захлестывают дачники из двух мегаполисов, задавая сезонный ритм жизни, поднимая цены…
В то же время с ростом мегаполисов, поглощающих людские и энергетические ресурсы, развивается и другой тренд — расширение пустот. Около 65 процентов территории нашей страны сегодня необитаемы. Более того, в принципе мало пригодны для жизни. Ученые, однако, в этом находят и позитив.
— В России наблюдается уникальный биогеографический феномен — так называемый Великий Евразийский природный массив, включающий огромную территорию, идущую широким поясом от границ со Скандинавией до Тихого океана,— поясняет Аркадий Тишков.— Это ненарушенные и малонарушенные преимущественно лесные, болотные и степные экосистемы, деятельность которых стабилизирует глобальный климат. Здесь идет интенсивное поглощение «лишнего» СО2, происходит сохранение и очистка стока пресных вод, которые наполняют реки и озера. Можно сказать, что благодаря Великому Евразийскому природному массиву Россия выступает экологическим донором для всей планеты и гарантом стабильности климата.
Все эти острые вопросы, которые три дня горячо обсуждали в Москве светила мировой науки, в нынешнем школьном учебнике умещены в скромный параграф под названием «Глобальные проблемы человечества». И именно это теперь и есть география. А прежняя привычная, как выясняется, действительно кончилась.
Материалы подготовили Елена Кудрявцева и Наталия Нехлебова
Найти себя на карте
Современная география — в большей степени наука практическая. Она участвует в решении жизненно важных проблем: изучении климатических изменений, исследовании ледников и почвенного покрова, миграционных процессов, особенностей социально-экономического развития территорий. Однако эта очень интересная и важная наука для школьников превратилась в сугубо теоретический, оторванный от жизни учебный предмет. Получая географические знания на уроках, учащиеся не понимают, где их можно использовать.
Так, в Германии при изучении материала о производстве молока большое внимание уделяют изучению производственного процесса в фермерских хозяйствах, а также рассмотрению того, какое влияние животноводство оказывает на природную среду и социально-экономическое развитие конкретной территории. Это способствует не только формированию прогностического мышления, но и приобретению навыков ведения хозяйства. Важно, что школьники понимают, каковы вред и польза от такой деятельности в конкретных условиях, что им надо будет сделать, чтобы обеспечить устойчивое развитие изучаемой местности.
Российское общество стоит перед необходимостью изменения образовательного процесса в целом и обучения географии в частности. Впрочем, процесс реформирования географического образования идет и в других странах. Так, в Китае проводится реформа преподавания географии в старшей школе. Основное внимание уделяется широкому внедрению информационных технологий, работе с источниками информации, представлению полученных в ходе исследования данных.
В корпорации «Российский учебник» подготовлена линейка учебников по географии «Классическая география». Авторы — известные ученые и педагоги. Это учебники, проверенные временем и основательно переработанные с учетом современных требований. Поэтому большое внимание уделено изучению непосредственного окружения школы, практическим и проектным работам. На основе полученных данных учащиеся будут формулировать выводы, определять направления дальнейшей деятельности, использовать полученные на уроках географии знания в решении проблем. Эта линия учебников прошла экспертизу в Русском географическом обществе. Надеемся, что они будут востребованы в российских школах.
Алексей Екайкин, полярник, сотрудник Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета
Изменился сам термин «географическое открытие». Это уже не столько о новых объектах, сколько о явлениях и новых закономерностях. Последним крупным географическим открытием объекта, кажется, стало открытие озера Восток в Антарктиде. Открытия там не закончились. Сейчас многие географы озабочены поиском древнейшего льда в Антарктиде — льда времен глобальных климатических изменений, которому больше 2 млн лет.
Источник: «Бумага»
Карл Донерт,президент Европейской ассоциации географов
Сейчас в мире большая потребность в географическом образовании. Важно развивать критическое мышление и другие навыки, чтобы различать спекуляции на темы глобального изменения климата и экологии. Поэтому необходимо переосмыслить цели преподавания географии в школах, а также роль профессионального сообщества в этой сфере.
Источник: соб. инф.
Федор Конюхов,путешественник
Раньше все хотели быть геологами, летчиками, моряками, а сейчас — бизнесменами и банкирами, поэтому я немного разочарован XXI веком. Говорят, что наш океан исследован на 3 процента. Это вранье, он не исследован и на 3 процента, максимум на 1,5 процента, настолько он глубокий. Мир надо изучать.
Источник: ТАСС
Фото: Getty Images