Главный штаб почти готов принять публику

Эрмитаж провел журналистов в святая святых – реконструируемые помещения здания Главного Штаба. В той части здания, что примыкает к арке Главного Штаба, ремонт уже почти завершен – предстоят только отделочные работы. Вместе с журналистами по лесам и временным настилам гуляла элита мирового музейного сообщества: директор Британского музея Нейл МакГрегор, президент-директор Лувра Анри Луарет, директор парижского Центра Помпиду Альфред Пакман и, конечно, директор самого Эрмитажа Михаил Пиотровский. Все они входят в консультативный совет Эрмитажа – коллегиальный орган, обсуждающий стратегию музея. Напомним, что Восточное крыло здания Главного Штаба на Дворцовой площади перешло во владение Эрмитажа в 1993 году. В 2008 году был официально представлен проект реконструкции здания, разработанный петербургской архитектурной мастерской «Студия 44», которой руководят братья Олег и Никита Явейны. Тогда же был начат нулевой цикл работ. По проекту Явейнов предполагалось очистить внутренние дворы (их внутри Главного штаба пять), накрыть их стеклянными куполами и превратить в крытые атриумы, а здания-перемычки между дворами – в этом «изюминка» проекта – превратить в единую анфиладу выставочных залов. Для этого в зданиях-перемычках между двумя главными фасадами (выходящими на Дворцовую площадь и набережную Мойки) предлагалось прорубить гигантские – в четыре этажа высотой – двери, и когда они будут открыты, все почти километровое внутреннее пространство здания будет просматриваться насквозь. Зритель сможет идти сквозь эту анфиладу из зала в зал, из артиума в атриум, наслаждаясь попеременно то искусством в залах, то природой в крытых дворах (в дворах-атриумах предполагается разбить висячие сады). Снаружи здание останется точно таким, каким было изначально: по заявлению Олега Явейна, архитекторы в первую очередь руководствовались принципом «Не навреди». Итак, на сегодняшний день дворы уже очищены. Каркасы гигантских дверей уже смонтированы, как и стеклянные потолки-»фонари» над дворами. Дворы производят по-настоящему сильное впечатление. В них очень много света и воздуха. Тем, кто помнит эти дворы до реконструкции – жалкие, с облезлыми стенами, забитые мусором – показалось, что они стали в несколько раз больше и светлее. Журналистам показали и почти готовые залы, которые планируется открыть первыми. Прежде всего, это два зала, где разместится проект «Эрмитаж 20/21» – отдел современного искусства. Залы общей площадью около 600 квадратных метров сейчас проходят отделку. Будут они большими не только по площади, но и по высоте: оба зала имеют высоту потолков около 20 метров, каждый «сделан» из бывших трех этажей. Ввод этих залов в эксплуатацию позволит выставлять крупномасштабные современные инсталляции, которые пока в городе не могут найти себе достойных помещений именно из-за своих размеров. Однако и работам «обычного» формата здесь будет хорошо: залы, сделанные с учетом современных музейных требований, являют собою гибкое, трансформируемое пространство. В первом, самом большом внутреннем дворе Главного штаба сделан длинный пандус, по краям которого разместятся широкие лестницы. Это пространство будет приспособлено для концертов, лекций и видеопоказов. Как утверждают музейщики, оно тоже будет универсальным: с ним можно «играть», превращая его то в зрительный зал, то в выставочный. Как рассказал «БалтИнфо» директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, переезжать в здание Главного штаба музейщики начнут уже в сентябре, а для публики новые залы откроются в декабре 2010 года. Первыми откроются залы современного искусства, студенческий клуб и часть галереи имени Щукина и Морозова, которая разместится как раз во дворах-атриумах. На проходящей сейчас сессии консультативного совета Эрмитажа, по словам Пиотровского, уже не обсуждаются этапы стройки. Главные лица музейного мира обсуждают выставочную стратегию обновленного Эрмитажа. Принято решение о создании endowment – независимого фонда Эрмитажа. Такие фонды частной поддержки существуют практически при всех крупных музеях мира. Тем не менее, явление это достаточно новое даже для Европы, а тем более для России. Отечественные юристы пока только разрабатывают закон, который будет регулировать деятельность фондов такого типа. Ясно одно: как и в существующих сейчас законах о частной поддержке учреждений культуры, в новом законе должно быть прописано, что получение частной поддержки не должно влечь за собой сокращения государственного финансирования, которое музей получает из государственного бюджета. Консультативный совет уделяет большое внимание формированию политики Эрмитажа в отношении современного искусства – как выставочной деятельности, так и созданию собственной коллекции музея. В этом направлении Эрмитаж консультируют «тяжеловесы» музейного мира, например, бывший руководитель выставочного отдела Королевской академии художеств в Лондоне сэр Норман Розенталь, директор по выставкам лондонской же White Cube Gallery Тим Марлоу и комиссар венецианской биеннале 2009 года Дэниел Бирнбаум. «Дело не в том, что они лучше нас знают искусство, - заявил Михаил Пиотровский, - но у них есть свой особенный опыт. Мы должны учитывать этот опыт и сделать так, чтобы не быть похожими на уже существующие проекты. Эрмитаж должен быть Эрмитажем». Также, по словам Пиотровского, все более активно обсуждается грядущий в 2014 году 250-летний юбилей Эрмитажа. Детали предстоящей юбилейной программы Пиотровский пока не раскрывает, но обещает, что она будет более чем масштабной. «Такой, чтобы не мир что-то нам дарил на юбилей, а чтобы мы сами что-то дарили миру», – пообещал директор Эрмитажа.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Музеи, памятники, парки»

Апрель 17, 2024 - 19:32

В Мраморном дворце Русского музея в рамках IX Международной научно-практической конференции «Нерадовские чтения» открывается уникальная выставка «Спасенные шедевры.

 

Апрель 17, 2024 - 11:39

В музее-заповеднике «Павловск» завершилась реставрация бюста римского поэта. Исследователи расходятся во мнениях: одни полагают, что это скульптурное изображение Гесиода, другие – Сенеки.

 

Апрель 16, 2024 - 13:47

Военно-медицинский музей открывает выставку «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления».

 

Апрель 15, 2024 - 19:07

11 апреля в Екатерининском корпусе музея-заповедника «Петергоф» завершился первый этап воссоздания исторического образа одного из интерьеров — «Опочивальни».