Страховая порука: можно ли вернуть деньги за несостоявшийся тур

Финомбудсмен подтвердил право граждан на выплату страховки от невыезда за рубеж. Отказ страховых компаний в выплате возмещения по договорам страхования от невыезда за рубеж занял третье место в рэнкинге «коронавирусных» обращений потребителей к финансовому уполномоченному.

В итоге омбудсмен счел, что в некоторых случаях страховщики неправомерно отказывали потребителям в требованиях о возврате денег за страховой полис по турам, которые не состоялись из-за пандемии. Как рассказали «Известиям» в пресс-службе уполномоченного, стоимость полиса должна быть выплачена гражданам, если это предусмотрено договором. Эксперты считают этот момент важным — с учетом постановления, которое позволяет авиакомпаниям заменять компенсации за отмененные рейсы ваучером, а деньги возвращать в течение трех лет.
Открывая Россию: лучшие направления для путешествий после карантина
Спецпроект «Известий» о туризме внутри страны

Несостоявшееся путешествие

Ренкинг самых популярных обращений граждан в период разгара эпидемии COVID-19 служба главного финансового уполномоченного подготовила специально для «Известий». Более половины «коронавирусных» заявлений (60,6%) связаны со спорами по ОСАГО, из которых равное количество на несогласие с размером выплаты по ОСАГО и нарушение срока выплаты страхового возмещения, следует из документа.

— В обращениях по ОСАГО заявители указывали, например, на то, что меры, принятые в связи с COVID-19, препятствовали им в предоставлении поврежденного транспортного средства для осмотра в рамках независимой экспертизы. Также граждане сообщали о длительном рассмотрении заявлений о выплате страхового возмещения, поскольку финансовые организации ссылались на ситуацию с COVID-19. В данных случаях требования потребителей удовлетворялись, и взыскивалась неустойка, — пояснил главный финуполномоченный Юрий Воронин.

На втором месте по количеству обращений оказалось страхование жизни (10,3%): в основном заявители требовали возврата денежных средств в связи с расторжением договора.

На третьем месте — страхование выезжающих за рубеж (7,8%). По таким продуктам потребители чаще всего были недовольны отказом страховой компании в выплате возмещения.

— Условиями договоров некоторых страховых компаний была предусмотрена возможность возврата части страховой премии в случае, если срок страхования не наступил. Отказ финансовой организации в выплате страхового возмещения не обоснован в случае, если соответствующий риск был принят на страхование, — пояснили «Известиям» в пресс-службе финуполномоченного.

При этом сумма страхового возмещения зависит от условия договора — как правило, это премия за вычетом части на услуги страховой компании, уточнили там.

Если граждане еще не решили свой вопрос со страховой компанией, у них есть достаточно времени, чтобы это сделать. По словам Юрия Воронина, «коронавирусные» обращения будут поступать еще долго, так как законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» предусмотрен трехлетний срок обращения к финансовому уполномоченному со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Судиться или «разводиться»

Несмотря на то, что страхование от невыезда за рубеж пока не является популярным (по разным оценкам, им охвачено 5–10% туристов. «Известия»), на данный момент это единственный способ вернуть деньги за несостоявшуюся поездку. Стоит ли обращаться в службу финомбудсмена или подавать суд в этой ситуации?

При отсутствии страховки сейчас можно рассчитывать только на формальную расписку — например, от авиакомпании. В этом месяце правительство опубликовало постановление, которое позволяет перевозчикам компенсировать отмену рейсов ваучерами. При этом в течение трех лет с даты отправления рейса авиакомпания должна начислить стоимость билета на отмененный рейс «в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам) и дополнительных услуг перевозчика». При этом постановление не распространяется на чартертные рейсы.

— Фактически компании получили право не возвращать деньги в течение трех лет, -— считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

Но если есть страховка от невыезда, то ситуация несколько упрощается. По мнению, Дмитрия Янина, не стоит торопиться с иском, поскольку суд будет учитывать множество факторов — в том числе и возможность авиакомпаний выдать ваучер вместо компенсации. Кроме того, сейчас обращение в суд может обернуться лишь большими издержками, уверен он. Поэтому, считает защитник прав потребителей, имеет смысл обратиться в службу финансового омбудсмена. И только в случае его отрицательного решения идти в суд.

Страхование выезжающих за рубеж — один из массовых видов страхования, по которому допускается досудебное урегулирование спора между гражданами и страховыми компаниями, согласна профессор кафедры Финансы и цены РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова. По ее мнению, в случае невыезда по независящим от гражданина обстоятельствам нужно настаивать еще и на возврате медицинской страховки .

Как заверили «Известия» во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС), страховые компании, как правило, возвращают премии в случае, если поездка не состоялась из-за карантинных ограничений в связи с эпидемией COVID-19, а обращения граждан носят единичный характер.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Мнения и прогнозы»

Апрель 18, 2024 - 03:45

Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия) отмечается 18 апреля.

 

Апрель 12, 2024 - 16:53

«Россия» (Группа Аэрофлот) вошла в рейтинг «50 легендарных брендов». Ежегодный конкурс проводится издательским домом «Комсомольская правда» среди читателей.

 

Апрель 9, 2024 - 09:57

Президент РФ Владимир Путин поручил определить приоритетные территории для строительства и развития туризма в Петербурге и Ленобласти, в том числе с учетом создания круглогодичного курорта "Горская", а также утвердить схему развития общественного транспорта, уточнив нормативы обеспечения парковками.

 

Апрель 9, 2024 - 09:32

Президент Владимир Путин ранее пояснил, что платформа призвана консолидировать всю информацию о транспортной логистике, гостиницах, кафе, достопримечательностях, музеях, об услугах частных гидов и экскурсоводов.