Георгий Мохов: Мы теряем квалифицированные туристические кадры

Руководитель юридического агентства «Персона Грата» и глава правовой комиссии РСТ расказал  о резких изменениях на столичном туррынке

Сокращение числа штатных сотрудников туристических компаний в Москве достигает 60-70%, сообщил на вчерашней встрече с уполномоченным по защите прав предпринимателей в Москве Татьяной Минеевой глава правовой комиссии Российского союза туриндустрии и руководитель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, которого цитирует «Интерфакс».

«Мы видим серьезное сокращение числа участников рынка, особенно в мелкой рознице. Сейчас в федеральном реестре туроператоров числится субъектов рынка по Москве по выездному туризму 241, в прошлом году их было 289, то есть сокращение составило около 15%», — рассказал он.

Эксперт подчеркнул, что полная картина по ситуации на рынке станет понятна только к марту 2021 года, когда туроператорам для сохранения членства в едином федеральном реестре нужно будет продлевать финансовое обеспечение, и они будут решать, оставаться в статусе туроператора или нет.

«Что касается турагентств, согласно данным общероссийского реестра турагентов, в Москве числятся 2885 субъектов – это турагенты, работающие в рознице. Конечно, цифры эти динамические, не всегда можно уследить за возникающими и исчезающими турагентами, ротация субъектов на рынке – около 30% в год. То есть компании, которые возникают в начале года, иногда к концу года исчезают», — добавил г-н Мохов.

По словам экспертв, помимо сокращения числа субъектов бизнеса, на рынке наблюдается серьезное сокращение штатной численности сотрудников туркомпаний.

«Произошло значительное сокращение штатной численности в рознице – до 60-70%, а некоторые компании называют цифру и до 80%. Иными словами, мы теряем квалифицированные кадры, которые начинают искать иные источники дохода. Та помощь, которая была предоставлена в размере минимального размера оплаты труда в виде возвратного кредита, она не может обеспечить людей нормальным доходом, и они уходят либо их сокращают», — сообщил эксперт.

При этом, по его информации, множество штатных сотрудников турагентств не поменяли сферу деятельности, но занялись фрилансом.

«Они сохранили часть клиентов, которых бережно сохраняют. В результате получился перекос в сторону стихийного самозанятого рынка в части мелкой розницы. Эти 2,8 тысячи турагентств, работающих в Москве, сейчас могут распасться мелкими брызгами на множество самозанятых фрилансеров, каждый из которых занимается какой-то своей маленькой группой клиентов», — пояснил г-н Мохов.

Эксперт подчеркнул, что из-за пандемии сильно пострадали компании, которые занимались приемом туристов в Москве, особенно те, кто был ориентирован на китайский рынок.

«Здесь, прямо скажем, катастрофические последствия, потому что им переориентироваться на другие клиентские группы очень сложно. Соответственно, такие компании, монобрендовые – они деятельность практически свернули полностью», — рассказал эксперт.

Но, по его словам, ситуация может быстро измениться, как только рынок вновь начнет расти.

«Туристический бизнес очень живучий, поскольку не требует значительных вложений в старт, не требует приобретения имущества, в отличие от гостиниц или ресторанов. Он как быстро сворачивается, так и быстро разворачивается. Мы видели такую картину в предыдущие кризисные годы. Как только начинает расти рынок, на него возвращаются туркомпании, которые до этого пребывали в состоянии заморозки.

Но при этом необходимо разработать меры поддержки турагентов, туроператоров, принимающих и экскурсионных компаний, где важно сохранить кадры, поддержать хотя бы минимальным размером оплаты труда и продлением налоговых льгот, чтобы под второй волной коронакризиса не потерять кадровый потенциал индустрии туризма», — заключил эксперт.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Июль 30, 2025 - 04:37

Эксперты компании  лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика IT-решений для управления командировками, проанализировали динамику спроса на зарубежные отели со стороны представителей бизнеса в первой половине 2025 года и выяснили, какие страны стали центром притяжения российских бизнес-путешественников, какие индустрии направляли своих сотрудников в зарубежные командировки, и во сколько они обходились.

 

Июль 16, 2025 - 11:22

В стенах Левашовского хлебозавода состоялось значимое событие для социальных предпринимателей – конференция, посвященная вопросам развития ответственного бизнеса.

 

Июль 13, 2025 - 18:48

Развитая сеть филиалов и узнаваемость бренда позволят «Почте России» продавать туристические путевки для диверсификации бизнеса.  

 

Июль 4, 2025 - 20:05

Объявление о проведении конкурсного отбора на право получения в 2025 году субсидий социально ориентированными некоммерческими организациями на организацию и проведение в Санкт‑Петербурге конгрессно-выставочных мероприятий.