Фонд персональной ответственности туроператоров: как, сколько и где?

Активизировавшаяся в последнее время работа над техническим «воплощением в реальность» пунктов нового закона о туризме, выявляет очередные сложности в «финансовом вопросе», и прежде всего - в пункте обеспечения финансовой ответственности туроператоров через так называемый «Фонд персональной ответственности». До введения в действие этого института остаётся менее 2-х месяцев, а у туроператоров по нему пока больше вопросов, чем ответов. А самое главное, что эффективность этого «фонда» в плане защиты туристов весьма сомнительна, зато финансовой «кровушки» это нововведение попьёт у туроператоров изрядно…

Напомним, что последняя реформа закона о туризме как раз и началась с того, что рынку и обществу банкротствами 2014 года была наглядно продемонстрирована несостоятельность института фингарантий, введенных еще при Стржалковском, поэтому одной из декларируемых чиновниками целей нового закона стала именно защита туриста от ненадежных туроператоров. Одним из ее вариантов считается появившийся в новом законе так называемый Фонд персональной ответственности. Напомним, согласно вступающему в силу закону, Фонд персональной ответственности туроператоров формируется ежегодными взносами в размере 1% от общей цены турпродукта в сфере выездного туризма. Норма вступает в силу одновременно с остальными поправками в федеральный закон – 1 января 2017 года. Однако с этим «фондом» есть не только концептуальные сложности, но и чисто технические: как оценивают эксперты, фактически за два месяца до вступления закона в силу функционирование этого института в плане связки туроператор-банк-Турпомощь по-прежнему не проработано.

Правда сейчас появились первые подвижки: технические вопросы создания таких «фондов» стали темой переговоров между руководством «Турпомощи» и банками, в частности «ВТБ 24» и «ТрансКапиталБанка». «Но Новый год, как раз в момент введения нового закона в силу, начнутся праздничные дни. Поэтому нам необходимо заранее договориться о механизме создания счетов, чтобы туроператоры не пострадали, когда банки будут закрыты», – обосновал переговоры руководитель «Турпомощи» Александр Осауленко.

Эксперты поясняют, что пока в стадии обсуждения находится технический вопрос – как, собственно «будут выглядеть» эти счета. «Пока еще окончательно не определен режим формирования Фондов персональной ответственности, то есть пока окончательно не решено, будет ли это единый счет, на который будут перечисляться взносы туроператоров, или это будет множество счетов для каждого туроператора», - пояснил корреспонденту «ТУРПРОМ» юрист Георгий Мохов, член Правления Российского Союза Туриндустрии (РСТ), председатель Правовой комиссии РСТ, учредитель юридического агентства Персона Грата. Соответственно, на данный момент идут переговоры с банками для достижения договоренности относительно банковских технологий, применительно к данному «фонду».

Также, по словам эксперта, время вступления в силу закона также привносит свои сложности. «В законе указано, что перечисление первого взноса должно произойти в течение 30 дней с момента вступления закона в силу, то есть практически до 31 января. Но годовой отчетности, заверенной налоговым органом, у туроператоров к этому моменту ещё не будет. Соответственно вопрос остается открытым – какую именно сумму туроператор должен будет внести в Фонд, а также как он её будет пересчитывать и переподтверждать. В любом случае эта сумма пока декларированная, она не перепроверяется «Турпомощью», сейчас это сделать физически невозможно», - отметил Георгий Мохов.

Впрочем – этот «временный» вопрос рискует остаться «постоянным». Ранее эксперт пояснял, что закон не дает точного определения общей цены турпродукта, от которой и будет считаться взнос, определяя только общую характеристику турпродукта как комплекс услуг по перевозке и размещению, за общую цену и по одному договору. При этом, перепроверить суммы, декларируемые туроператорами, практически невозможно, если не проводить серьезный аудит. И именно тут и кроется концептуальная проблема данного института: фактически он полноценно не может защитить туристов, т.к. размеры фонда могут совершенно не соответствовать объемам туроператоров. Зато турбизнес начнёт нести существенную дополнительную финансовую нагрузку…

Напомним, что как показал опыт 2014 года, ситуация, когда реальные объемы туроператоров не соответствуют заявленным и обеспеченным фингарантиями, отнюдь не исключена. Как уже упоминалось в предыдущих сериях обсуждений нового закона, некоторые туроператоры намерены исключать из подсчета общей годовой цены регулярную перевозку, полагая, что она уже обеспечена соответствующими депозитами и не требует дополнительного обеспечения. Кто-то собирается понизить общую цену турпродукта, исключив все раздельные продажи и все смежные услуги. Туроператоры, реализующие продукт «в разбивку», полагают, что общей цены и одного договора не возникает, и они могут при расчете общей стоимости турпродукта за год эти суммы исключить, а следовательно, значительно уменьшить общий платеж. Такой же позиции придерживаются и системы бронирования, агрегаторы и все, кто предоставляет услуги по подбору и бронированию отдельных услуг - перевозки, размещения и прочих, полагая, что их деятельность вовсе не относится к туроператорской.

Впрочем, туроператорам следует учесть ответственность, которая возникает вследствие недостоверного определения размера отчислений и финансового обеспечения, причём как административную, так и исключение из реестра. Статья 14.51 КоАП РФ во второй части устанавливает штраф от 500 тысяч до 1 млн рублей за нарушение туроператором установленного порядка расчета размера финансового обеспечения.

Однако, несмотря на штраф, теоретически вариантов для «минимизации» своих расходов на фонд персональной ответственности, немало. Желание облегчить себе финансовое бремя в условиях кризиса на рынке тоже более, чем понятно. Тем более, что само честное намерение выполнить требование закона потребует от туроператора значительных дополнительных расходов, не «окупающихся», фактически, ничем… Если не считать деклараций чиновников о защите прав туриста.

«Первая и основная сложность при формировании фонда персональной ответственности – определение общей цены турпродукта за предыдущий год. Из учета туроператора эту общую цену извлечь невозможно. Ее нужно считать вручную – по сделкам по реализации всего продукта за 2016 год», - рассказал Георгий Мохов. При этом, по словам эксперта, надо будет посчитать продажи комплексных туров состоящих из перевозки и размещения и вычесть дополнительные услуги – визы, страховки, корпоративные услуги, вероятные агентские продажи, так как многие туроператоры одновременно являются и агентами других туроператоров. «Иными словами каждому участнику рынка придется провести большую исследовательскую финансовую работу, которая в итоге позволила бы получить общую цену турпродукта с учетом внесенных авансов, тех услуг, за которые деньги получены, но услуги будут оказаны только в наступающем году. Это основная проблема, которая напрямую повлияет на размер персональной ответственности», - резюмировал Георгий Мохов.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Декабрь 11, 2023 - 14:44

Плеваться - нехорошо. За плевок на улице в части стран мира штрафуют. Хрестоматийный пример со штрафаии за плевки и жевачку - Сингапур.

 

Декабрь 8, 2023 - 21:26

Работодателей обязали оплачивать работникам при увольнении неиспользованные отгулы за работу в выходные -

 

Декабрь 7, 2023 - 17:34

Минэкономразвития предлагает учредить почетное звание "Заслуженный работник туризма Российской Федерации". Его включат в государственную наградную систему.

 

Декабрь 7, 2023 - 17:25

Минэкономразвития России объявило конкурсный отбор на предоставление регионам единой субсидии на туризм на 2024 год в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».