Не знаю, почему но москвичи считают Петербург столицей барокко. Мне кажется, что нашему городу больше присущ строгий классицизм.
Но для своего фестиваля они выбрали чрезвычайно правильную площадку — Малый зал Филармонии. К сожалению, у нас несколько потеряны традиции барокко, а в Москве в Консерватории существует целый Факультет исторического и современного исполнительского искусства, где клавесин и виола — постоянные участники образовательного процесса.
Наверное поэтому, именно Фестиваль «Барокко в Белую ночь» ждет своих посетителей и любителей такой музыки. Пожалуй, самое интересное то, что это практически соответствует происходящему — все концерты начинаются в 22 часа. Но не беспокойтесь, в ближайшую станцию.метро вы успеете. Первый концерт 28 июня, не самая удачная дата — Алые паруса затмят все. Но неужели любители откажет себе в том, чтобы увидеть великолепный новый инструмент Филармонии — облигатный клавесин, что даже по одному названию является неотъемлемой частью исполняемой музыки.
Остальные инструменты, участвующие в концертах, приедут из Москвы вместе со своими музыкантами.
Я спросила у исполнительницы, с которой познакомилась на пресс конференции, каково это — играть на таком инструменте. Она пояснила, что закончила музыкальную школу по классу фортепиано, но в Консерватории поступила в класс органа, то есть даже в этот момент она открыто шла к новой для себя музыке. Но потом этот класс закрыли, а ей предложили освоить клавесин.
Я внимательно рассмотрела инструмент. В нем две клавиатуры, звукоизвлечение идёт как у щипкового инструмента по сравнению с ударным в фортепиано.
Ноты тоже очень занятные, свои, особенные. И сейчас исполнители стараются заручиться именно старинными нотами — только тогда они смогут полностью погрузиться в музыку.
Но фестиваль — это не только концерты. Ежедневно в эти дни будут проходить творческие беседы и мастерские. В них вы можете участвовать как слушатель или как участник. Уверяю вас, это будет не менее интересно, чем вечерние променады, поскольку их будет вести известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов. На пресс конференции мы заслушались его рассказами, и, если бы не тайминг, он бы мог говорить до вечера.
Одной из интересных находок станет творческая Мастерская и концерт, посвященные барочным танцам — такой класс есть в московской Консерватории. Во время мастерской вы тоже можете попробовать себя в качестве исполнителя.
Полная программа доступна на сайте Петербургской филармонии. До новых встреч в Малом зале
Татьяна Бушманова
Фото philharmonia.spb.ru