Вслед за электронными визами власти Санкт-Петербурга и аэропорт «Пулково» просят федеральный центр о снятии ограничений на выполнение полетов иностранными компаниями. Эксперты уверены, что эти вещи взаимосвязаны, а последняя мера принесет пользу и российским туристам.
С целью «повышения транспортной доступности города на внешнем рынке и увеличения иностранного турпотока» правительство Санкт-Петербурга и управляющая компания аэропорта «Пулково» «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС) обратились в правительство РФ с просьбой рассмотреть возможность снятия ограничений на выполнение полетов иностранными авиакомпаниями по 3, 4, 5 и 7-ой степеням свободы воздушного пространства.
Отметим, что подобные режимы уже действуют в ряде городов РФ (Владивосток, Сочи, Калининград, Улан-Удэ). Санкт-Петербург, самое популярное туристическое направление России, такого формата не имеет.
При этом на днях город на Неве получил еще один важный «козырь» в борьбе за иностранного туриста: с 1 октября въехать в Санкт-Петербург и Ленинградскую область можно будет по электронной визе. Как полагают эксперты, список стран, гражданам которых разрешат оформлять e-visa в Петербург, будет близок к калининградскому пулу. В настоящее время посетить Калининград по электронной визе разрешено гражданам 53 стран, включая практически все государства ЕС.
По мнению экспертов, в краткосрочной перспективе e-visa увеличит въездной турпоток в Петербург на 30-40% в год. Город будет востребован как направление для коротких поездок и ситибрейков, вырастет спрос на проведение MICE-мероприятий и конгрессов. Причем спрос будет не только с европейских рынков, но и дальнемагистральных, в первую очередь – из Китая и стран ЮВА. В прошлом году Санкт-Петербург посетило около 4 млн иностранных туристов.
При этом логичен вопрос, как интуристам добраться до Санкт-Петербурга. Не секрет, что по количеству международных маршрутов город на Неве, имея один аэропорт, уступает той же Москве, где действуют три воздушные гавани.
«Все основные российские авиакомпании имеют базы в аэропортах Московского авиационного узла (МАУ) и делают упор на развитие маршрутной сети именно в МАУ. В результате общее количество маршрутов в МАУ на порядок превышает маршрутную сеть аэропорта «Пулково». Из-за отсутствия прямого авиасообщения Санкт-Петербурга с большинством иностранных пунктов пассажиры вынуждены лететь с пересадкой, что только увеличивает общее время перелета и снижает уровень комфорта», – считают в ВВСС.
По мнению ВВСС, способствовать развитию транспортной сети из Петербурга поможет режим открытого неба по пятой и седьмой свободе воздуха, который дает право иностранным авиакомпаниям при полете из своей страны брать пассажиров и грузы при посадке в РФ для перевозки в третью страну.
Речь идет о расширении возможностей иностранных авиакомпаний для выполнения полетов только на международных маршрутах, не касаясь внутренних перевозок.
Как подчеркивают в пресс-службе ВВСС, пятая степень свободы воздуха даёт право авиакомпании перевозить пассажиров и грузы из одного иностранного государства в другое при полёте в/из страны регистрации перевозчика.
Такой режим позволит создать значительно более привлекательные условия для авиакомпаний из стран Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северной Америки и открыть рейсы по маршрутам Европа – Азия или Азия Северная Америка. К тому же развитие подобных перелетов станет хорошим драйвером для реализации программы «стоповер» (промежуточной остановки) в Санкт-Петербурге.
В свою очередь, седьмая степень свободы воздуха даёт авиакомпании право перевозить пассажиров и грузы между двумя иностранными государствами без посадки в стране регистрации перевозчика. В ВВСС напоминают, что между странами Европы режим открытого неба действует достаточно давно, поэтому большинство авиакомпаний уже вышли за пределы своих государств и развивают перелеты из других стран.
В качестве примера эксперты называют ирландского лоукостера Ryanair, который имеет несколько хабов в Европе и летает по всему пространству ЕС без «залета» в Дублин. Например, из финской приграничной Лаппеенрантаы, которая находится недалеко от Санкт-Петербурга, европейский лоукостер с расчетом на российского туриста запустил рейсы в Афины и Милан. По данным авиакомпании, до 40% пассажиров на этих рейсах являются гражданами РФ.
О том, что седьмая степень свободы будет интересна иностранным бюджетным перевозчикам (лоукостерам), говорят и в ВВСС. Более того, у аэропорта есть все технические возможности принимать такие авиакомпании. По одному из планов, под лоукост-перевозчиков может быть отдан терминал «Пулково-2», который прежде обслуживал международные рейсы.
Говоря о плюсах пятой и седьмой свободы воздуха для «Пулково», эксперты отмечают позитивное влияние этого формата и для жителей Санкт-Петербурга и СЗФО. Во-первых, вырастет сеть международных маршрутов, появятся дальнемагистральные направления, что позволит местным туристам избегать стыковок в той же Москве или европейских городах.
Например, Петербург давно мечтает о прямом рейсе в Токио или Нью-Йорк: сегодня в эти города петербуржцы нередко летают со стыковкой через Хельсинки. Во-вторых, как говорят наблюдатели, усилится конкуренция среди перевозчиков, а это значит, что тарифы на отдельные маршруты могут быть пересмотрены в сторону понижения.
«От такого разнообразия маршрутов и ценовых тарифов выиграют и туристы, и туроператоры. У участников организованного рынка появится больше возможностей для формирования доступного туристического продукта», – говорит один из источников в авиационной отрасли. При этом эксперт отмечает и новые возможности для организации чартерных рейсов из Санкт-Петербурга, поскольку к этому могут быть привлечены иностранные перевозчики.
Впрочем, конкуренция на международных маршрутах российским авиакомпаниям не нужна. Отечественные перевозчики уже выступили против нового режима» для «Пулково». Соответствующее письмо 19 июля в Минтранс опубликовала Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Как подчеркивается в письме АЭВТ, «российские авиаперевозчики переживают сложные времена из-за постоянного роста цен на авиакеросин, аэропортовые услуги, а также запрета воздушного сообщения с некоторыми странами, например, Египтом, Грузией и Украиной». Как считают в Ассоциации, эти обстоятельства «увеличивают конкурентное преимущество иностранных авиаперевозчиков, подхвативших транзитный поток пассажиров, следующих в страны, с которыми у РФ по каким-либо причинам отсутствует воздушное сообщение».
АЭВТ в итоге выступила жестким оппонентом предложения ВВСС об «открытом небе» над Санкт-Петербургом. «Данная инициатива нанесет дополнительный ущерб экономической деятельности отечественных авиаперевозчиков», – подчеркивают в АЭВТ.
Тем не менее, в «Пулково» рассчитывают на положительное решение Минтранса РФ, считая, что в стремлении развивать въездной поток в Санкт-Петербург правительство сохранит последовательность, вслед за электронной визой Петербург получит и запрашиваемую свободу «воздуха».
Как считают наблюдатели, если подобная практика и не будет реализована в 2020 году, то, скорее всего, на ее внедрение можно рассчитывать в 2021 году, когда электронные визы распространят уже по всей России.
Фото: Вестник АТОР