Электронная путёвка за 500 000 000 руб.

Единая система «Электронная путёвка» по закону должна заработать уже в 2018 году.

И тогда каждый проданный в стране тур будет учитываться так, как это происходит с алкоголем и меховыми изделиями. Возникнет инструмент для тотального контроля над турфирмами и организованными туристами, а к тому же ещё один способ отъёма денег у турбизнеса. Речь идёт о миллиардах. Неудивительно, что вокруг электронной путёвки разгорелись страсти.

Под колпаком

Многие представляют систему «Электронная путёвка» как аналог BSP или ТКП, но всё гораздо проще. Клиринга не предполагается, только сбор в единой базе сведений о реализованных турпакетах: данные туристов и турфирм, причастных к сделке, даты и маршрут поездки, состав и стоимость тура.

По идее, каждый потребитель через систему «Электронная путёвка» сможет просматривать статус своего бронирования – наличие этих сведений в базе станет подтверждением легитимности продавца и производителя. Ну и МИД, ФСБ, полиция, налоговые и другие органы, подключённые к межведомственному обмену информацией, смогут отслеживать данные, связанные с передвижением граждан, приобретающих услуги в турфирмах, комментирует Георгий Мохов, учредитель юридического агентства «Персона Грата».

Таков замысел. При его воплощении наверняка возникнет ряд правовых и организационных проблем – сам продукт, по словам осведомлённых экспертов, не соответствует требованиям законодательства. Плюс возможен саботаж со стороны потребителей, а значит, и бизнеса. Но это – отдельная большая тема. А пока интрига разворачивается между организациями, участвующими в создании системы.

Какие суммы

В 2014 году, задолго до того, как слова «электронная путёвка» появились в законодательстве, Ростуризм получил финансирование на разработку концепции и ТЗ – 5 880 320 руб. из госбюджета. Заказ достался ЗАО «Стин Коман».

Следующие тендеры Ростуризма – на первую и вторую очередь реализации проекта – выиграла компания «Астерос», общая цена вопроса составила 314 000 000 руб.

«Астерос» привлёк субподрядчика – фирму «Аэронавигатор», взявшуюся сделать софт за 65 000 000. Та подключила к сотрудничеству «Мегатек», и это единственный из участников процесса, кто специализируется на туристическом ПО. Сколько денег перепало разработчику, не афишируется.

В августе сервис уже тестировался на базе «НТК Интурист» и ITM Group, а в декабре «Астерос» сообщал, что он готов на 80 %. И вдруг – скандал. В январе тот же «Астерос» заявил о наличии в продукте недостатков и отказался платить «Аэронавигатору» обещанные 65 млн.

«Для нас это было неожиданно, – сказал в интервью «ГЛ» гендиректор «Мегатека» Александр Галиновский. – Ранее мы сдали работы госорганам, получили все подписи, а потом вдруг оказалось, что есть претензии к качеству».

Между тем уже проведён тендер на выполнение третьей очереди проекта, его снова выиграл «Астерос», цена нового контракта – 165 млн руб. По сути, речь идёт о внедрении. Но «Аэронавигатор» заявляет, что не допустит использования разработки до урегулирования финансовых разногласий.

«Единственным законным правообладателем системы является Ростуризм, – парирует от имени «Астероса» руководитель проекта Алексей Денисов. – Попытки сорвать внедрение будут пресекаться, в том числе в судебном порядке».

Со своей стороны «Аэронавигатор» тоже намерен отстаивать свои интересы в суде. Так что конфликт набирает обороты.

Финансовый айсберг

Спорные 65 млн руб. и даже освоенные «Астеросом» 314 млн плюс новый транш в 165 млн – капля в море тех денег, в которые можно конвертировать электронную путёвку после её внедрения.

Основной вопрос: получит ли она статус ГИС – государственной информационной системы? Если да, то содержать её предстоит на федеральные средства, и этот куш будут делить административные органы. Но ГИС – вариант сомнительный, полагают наблюдатели, проект и так уже слишком дорого обошёлся казне, чтобы государство взяло на себя новые расходы, причём бессрочные. Для обслуживания системы скорее привлекут коммерческую структуру (на тендерной основе, как положено), и она будет взимать деньги с пользователей – то есть с турфирм.

Эксперты, близкие к Ростуризму, подсчитывают, какие возможны поступления, если за внесение в систему данных по каждому туру брать некую скромную сумму – допустим, 100 руб.

С января по сентябрь 2016 года россияне совершили 25,78 млн туристических поездок за рубеж. По экспертным оценкам, миллионов десять – так называемые туристы-пакетники. Умножаем на 100, получаем 1 млрд руб. А ведь учёту подлежат ещё и поездки внутри страны.

Согласитесь, отличный бизнес-проект. В кулуарах представители «Астероса» признавались, что заинтересованы в обслуживании системы. Наверняка есть и другие претенденты. Например, за «Мегатеком» стоят те же собственники, что и у ТКП. Для них обслуживание электронной путёвки – профильный бизнес. Возможно, заинтересованных сторон больше и они сейчас на этапе финальной схватки за будущий ресурс.

Но вот в чём ирония. Государство уже донельзя зарегулировало туроператоров классической формации, и теперь вдобавок создаётся дорогой инструмент учёта пакетных туров. Рынок меж тем движется в сторону иных форматов, которые остаются вне поля зрения власти. И появление электронной путёвки только ускорит этот процесс. Далеко не все путешествующие россияне хотят, чтобы информация об их передвижениях по миру (с кем, куда, почём) оказалась в единой федеральной базе, которая всегда может быть слита на сторону. Так что потребитель получит новый аргумент в пользу самостоятельного бронирования.

Выходит, что проект, разрабатываемый и внедряемый за полмиллиарда, вместо упорядочивания рынка приведёт к его развалу. Хотя кто-то на этом, конечно же, заработает, а кто-то отчитается перед высоким руководством: «Туристический рынок выведен из тени».

Фото hotline.travel

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Апрель 5, 2024 - 05:54

Эксперты компании  лидера рынка делового туризма и ведущего поставщика ИТ-решений для отрасли, проанализировали бронирования представителей бизнеса и выяснили, как изменился спрос на командировки по России в I квартале 2024, какие индустрии отправляли своих сотрудников в деловые поездки и в какие города.

 

Март 17, 2024 - 17:07

Платформа для планирования путешествий Wildberries Travel планирует запустить продажу туристических услуг в сотрудничестве с Российским союзом туриндустрии.

 

Февраль 22, 2024 - 04:26

Туроператорам, которые продают горящие туры, предложили дать право оформлять электронные путевки позже, чем предусмотрено законом о туризме сейчас.

 

Январь 31, 2024 - 09:11

Уровень цифровизации туристической отрасли в России, который обеспечивается не только на федеральных, но и на региональных интернет-площадках, можно оценивать как достаточно высокий.