У картин удивительная судьба. «Вид на Павловский дворец» и «Вид на Мариентальский пруд» создавались по заказу императора Павла I как единое полотно, которое вместе с изображением других царских резиденций разместили в Михайловском замке.
После гибели Павла I картину переместили сначала в Императорскую Академию художеств, а в 1835 году по распоряжению императора Николая I (сына Павла I) – в Кавалерские комнаты Гатчинского дворца. По всей видимости, в Гатчине и произошло разделение полотна: по крайней мере, точно известно, что в 1941 году в эвакуацию павловские пейзажи отправлялись как два самостоятельных предмета. В Павловск они поступили в 1956 году из Центрального хранилища музейных фондов.
Почему изначально единую картину разделили? На этот вопрос документального ответа пока обнаружить не удалось. Анна Никифорова, начальник научно-фондового отдела музея-заповедника «Павловск» полагает, что сама композиция полотна подсказала такую возможность: изображенное в центре картины дерево словно делит общий пейзаж на два фрагмента – с видом на дворец, и с видом на Мариентальский пруд. Кстати, на берегу пруда запечатлены две давно утраченные постройки XVIII века – деревянный трельяж и дворец Кутайсова. Впрочем, во время реставрации при раскрытии полотна от слоев пожелтевшего лака обнаружилось изображение еще одного строения – так называемой нагорной оранжереи с открытыми фрамугами. Возможно, это знаменитая Вишневая оранжерея, построенная специально для выращивания вишен, столь любимых хозяйкой Павловска Марией Федоровной.
К Международному дню музеев два отреставрированных пейзажа объединили единой рамой сложной конструкции, которая надежно держит их вместе, напоминая, однако, что часть своей истории они бытовали как самостоятельные полотна.
Посетители нашего музея-заповедника снова могут увидеть картины Семена Щедрина в Малиновом кабинете Павловского дворца.
Фото Pavlovskmuseum.ru