В Доминикане стартовал карнавал – самый знаменательный и яркий праздник доминиканской культуры.С приходом февраля улицы заполнили красочные процессии, танцующие под ритмы веселой музыки, в причудливых масках и одеяниях, которые рознятся в зависимости от традиций того или иного региона. Доминиканцы считают свой карнавал выражением души народа, торжеством его самобытной культуры, духа и колорита.
История доминиканского карнавала восходит к колониальному периоду страны. Некоторые исследователи считают первым карнавальным шествием уличные выступления по случаю прибытия в Санто-Доминго испанского священника Бартоломеo де лас Касас в середине 16 века, когда жители города вышли на улицы, нарядившись в мавров и христиан.
С 1822 по 1844 год, в период гаитянской оккупации страны, маскарадные костюмы практически полностью упразднили, однако с достижением государством независимости 27 февраля 1844 года традиция была восстановлена. Карнавальные празднования, перестав нести в себе религиозный смысл, проходили в течение трех дней до наступления Пепельной среды (День покаяния у католиков во время страстной недели), в конце концов, закрепив за собой февраль в качестве официального карнавального месяца в Доминикане.
С тех пор каждое воскресенье с февраля по середину марта в разных городах страны проводятся свои особенные шествия. Старейший и самый популярный из провинциальных карнавалов проходит в городе Ла-Вега, в 2006 причисленный ЮНЕСКО к четверке лучших карнавалов мира. Итоговое празднование организуют на знаменитой набережной Малекон в столице Доминиканы Санто-Доминго в последнее воскресенье февраля или первое воскресенье марта, собирая персонажей и труппы со всей страны для финального самого красочного аккорда.
Отдельного упоминания заслуживают яркие герои торжества. В доминиканском карнавале участвует множество персонажей наряду с театрально-танцевальными труппами, представляющими небольшие музыкальные постановки. Список причудливых героев поистине обширен:
«Diablo cojuelo», или хромой дьявол – главный герой карнавала разгуливает в яркой накидке, позвякивая небольшими зеркальцами, колотушками, лентами и колокольчиками. Лицо его скрывает маска с огромными рогами, а в руках он держит бычий пузырь, удар которым, по местным поверьям, приносит счастье на весь год. Дьявол в действительности игривый и безобидный персонаж. По легенде, именно из-за своего добродушного веселого нрава он не прижился в обществе «врага рода человеческого», за что и был низвергнут из ада на Землю, при падении сломав ногу, отчего хромает до сих пор.
«Roba la gallina», или укради курицу, - это мужчина, переодетый в женщину, с огромными накладными формами и открытым зонтиком от солнца. «Курица» ходит по улицам и созывает своих «цыплят» - беззаботных молодых людей. Затем он и его весьма внушительная процессия занимаются попрошайничеством по лавкам, получая мелочь, конфеты и прочие сладости.
«Se me muere Rebeca», или моя Ребекка умирает, - это персонаж, изображающий страдание матери, у которой болеет дочь. По улице идет безутешная женщина с младенцем-куклой на руках, а хор вторит ее причитаниям. Толпа швыряет кукле сладости, которые мать «Ребекки» раздает сопровождающим ее ребятишкам.
Калифе, поэт-насмешник, облаченный в черный смокинг и сопровождаемый группой поклонников. Это сатирик, высмеивающий в эпиграммах окружающих и социально-политический строй.
«La muerte en jeep», или смерть на джипе - сопровождающий дьявола персонаж с маской в виде черепа. Поскольку все герои на карнавале выдуманные, смешные, то в народе «Смерть» принято именовать «Смерть на джипе» - самый нелепый вид смерти, по мнению местных жителей.
Индейцы таино – группа людей с нательными рисунками, в перьях, и копьями в руках, изображающая первых поселенцев острова.
Чернокожие тиснаос, также известные как африканцы, - персонажи, выкрашенные углем и машинным маслом, изображают рабов, танцуя вдоль улиц.
Группа Али-Баба – одетая по-восточному труппа, поражающая синхронностью хореографии.
Таймаскарос (Taimascaros) – главный герой карнавала в Пуэрто-Плате, своего рода Хромой дьявол. Это живописный персонаж, сочетающий в своем костюме три культурных лейтмотива: маска его изображает богов индейцев таино, одежда – испанский период, платки – с символами африканских божеств.
Гулойяс (Guloyas) – виртуозные мастера танца, изображающие англоговорящих чернокожих, некогда эмигрировавших в город Сан-Педро-де-Макорис с Британских Карибских островов и ставших его «лицом».
И, наконец, Лечонес (Lechones) – проказливые «черти» в ярких костюмах с лентами и колокольчиками. Основная их функция заключается в поддержании порядка на улицах во время торжества. Это главные герои карнавала в городе Сантьяго-де-лос-Кабальерос.
Для того, чтобы окунуться в причудливый и самобытный мир доминиканского карнавала можно обратиться в туристические агентства, организующие поездки каждое воскресенье февраля. Чаще всего туристам предлагают посетить карнавалы в Ла-Веге, Сантьяго и Бонао.