Для полноценной защиты туристов и справедливой конкуренции на туристическом рынке надо кардинально поменять отраслевой закон

Электронная путевка, за внедрение которой Ростуризм уже затратил немало бюджетных денег, действительно может помочь создать гарантированную защиту для туристов, одновременно уменьшив нагрузку на туристический бизнес, причём сделав её справедливой по отношению к мелким и крупным турфирмам, а также по отношению к классическим туроператорам и онлайн-системам. Впрочем, это идеальная система, для внедрения которой потребуется кардинально менять существующий закон о туризме. Поэтому пока эксперты рассчитывают, что чиновники и депутаты внесут хотя бы минимальные изменения в существующий закон, чтобы хотя бы немного уменьшить финансовую нагрузку на турбизнес.

Напомним, что согласно оценкам экспертов, реальная защищенность туристов, ради которой затевалсь «редактирование» закона, в денежном выражении упала примерно в 3 раза! Так, ранее мелкий туроператор имел минимальные фингарантии на сумму в 30 млн рублей, а также был участником фонда «Турпомощи» по экстренной эвакуации туристов. Фонд экстренной эвакуации никуда не делся – это хорошо, т.к. он доказал свою состоятельность в 2014 году. Однако размер фингараний теперь уменьшен до 10 млн, хотя к нему добавлена защита через фонд персональной ответственности (выполняет почти те же функции, что и фингарании) – приблизительно на сумму 400 тысяч рублей или даже меньше, зависит от декларируемого туроператором оборота. Причём если туроператор внесет все 7% от оборота, т.е. 2.8 млн, то финагарантии ему получать будет вообще не надо. В итоге получаем, что размер денежной защиты туристов упал с 30 млн до 10 млн 400 тысяч рублей, т.е. почти в 3 раза, а при полном наполнении персонального фонда – уменьшился до размеров в 2.8 млн, т.е. почти в 10 раз. При этом теоретически фингарантии частично защищают туристов не только при банкротстве туроператоров, но и при невыполнении им условий договора, тогда как персональный фонд может использоваться исключительно как «завещание» - только при банкротстве компании.

Тем не менее, пока редактирование столь неудачного закона чиновниками не предполагается. «В закон сейчас никто не будет никакие поправки вносить и изменять его принципиально. Слишком много усилий потрачено на то, чтобы принять закон в новой редакции, слишком много усилий на подзаконные акты. Полагаю что вероятность того, что в закон внесут какие-то кардинальные изменения, меняющие основные принципы, ничтожно мала», - прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Георгий Мохов, член Правления Российского Союза Туриндустрии (РСТ), председатель Правовой комиссии РСТ, учредитель юридического агентства Персона Грата.

Эксперт отметил, что «в теории» для всех участников рынка было бы неплохо, если бы размеры страхования и обеспечения туроператоров зависели бы непосредственно от их реальных продаж. «То есть цифры отчислений в фонды, размеры страхования и другие способы обеспечения ответственности были бы привязаны конкретно к каждому договору, путёвки или туристу, и дифференцировались бы в зависимости от реальных объемов обязательств, четко привязанных к реализации туроператора», - оценил Георгий Мохов.

Напомним, что наиболее эффективной аналогичную считают и сами участники туррынка – после кризиса 2014 эксперты турбизнеса уже предлагали вернуться к идее защиты туристов, изначально предложенной при разработке фингарантий. «Самое разумное – это страхование каждого проданного тура, наподобие медицинского страхования туристов или ОСАГо для автолюбителей. В этом случае при покупке тура туристу сразу выписывается страховка от его неисполнения со стороны туроператора или авиакомпании. При таком механизме отпали бы все проблемы как с компенсациями пострадавшим туристам, так и с возвратом на родину тех, кто по вине туроператоров застрял за границей», – ранее предлагал Алексей Цыганов, коммерческий директор туроператора «Атлантис Лайн». Однако, как отметил Георгий Мохов, данная тема пока «не встретила понимания» ни у страховщиков, ни у профильных чиновников.

Однако есть шанс «продвинуть» ее с новой позиции. «Есть шанс, что система электронного документооборота - грядущей электронной путевки как обязательного документа при полноценном внедрении на рынок позволит вести точный учет туроператоров и турагентов и их продаж. Когда появится этот механизм, можно будет вернуться к вопросу о привязке отчислений к конкретной реализации – чтобы от каждой электронной путевки микропроцент отчислялся бы для обеспечения ответственности туроператора. Смысл в том, чтобы это было привязано к реальному электронному документообороту», - пояснил Георгий Мохов. При такой схеме помимо полноценной реальной защиты туристов решается и другой очень важный вопрос – справедливой финансовой нагрузки на бизнес разного масштаба: сейчас крупнейшие туроператоры платят в фонды не намного больше небольших региональных нишевых туроператоров при несопоставимых рисках, а в предлагаемом варианте каждый будет платить чётко по количеству обслуженных туристов.

Есть в предложенной схеме и другой крайне важный момент: если электронная путевка станет в России действительно тотальной, распространяясь не только на туроператоров-турагентов, но и на любые онлайн-сервисы по авиабилетам, турам и экскурсиям, работающие с российскими туристами, то в таком случае туристы не только получили бы полную защиту, независимо от способа покупки услуги, но все участники туристического рынка оказались бы в одинаковых конкурентных условиях. Сейчас же онлайн-сервисы не платят никаких взносов в фонды ответственности, а подчас даже не платят налоги в российскую казну, являясь зарубежными резидентами. Однако принудить их к легальной работе в России всё же можно: под угрозой блокировки на это пошли даже такие гиганты как Гугл и Фейсбук.

Фото Турпром

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Бизнес»

Март 17, 2024 - 17:07

Платформа для планирования путешествий Wildberries Travel планирует запустить продажу туристических услуг в сотрудничестве с Российским союзом туриндустрии.

 

Февраль 22, 2024 - 04:26

Туроператорам, которые продают горящие туры, предложили дать право оформлять электронные путевки позже, чем предусмотрено законом о туризме сейчас.

 

Январь 31, 2024 - 09:11

Уровень цифровизации туристической отрасли в России, который обеспечивается не только на федеральных, но и на региональных интернет-площадках, можно оценивать как достаточно высокий.

 

Январь 16, 2024 - 10:35

Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ предлагает внести изменения в законопроект о снижении финансовой нагрузки на туроператоров, специализирующихся на туризме в страны СНГ. Соответствующие предложения содержатся в подготовленном палатой заключении на законопроект, сообщил ТАСС вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров.