Дискуссия о партнерстве в небе в ходе Авиасаммита между Россией и Евросоюзом в Петербурге стихийно переросла в «торговлю воздухом», где каждая из сторон боялась продешевить: Однако общие интересы все же превалируют над разногласиями.

В Петербург для участия в двухдневном саммите прибыли представители различных европейских ведомств и крупнейших компаний, работающих в сфере авиации и авиастроения: Rolls-Royse, TNT, Airbus. С российской стороны на переговорную площадку подтянулись «Аэрофлот», «Сибирь», «ЮТэйр», «Пулково» и Минтранс во главе с Игорем Левитиным. Поддержать «наших» приехал и вице-премьер правительства России Сергей Иванов. Начали за здравие «Объемы авиаперевозок между Россией и Европой растут год от года независимо от последствий экономического кризиса», – задал позитивный тон саммиту Сергей Иванов. Глава Росавиации Александр Нерадько поддержал вице-премьера конкретными цифрами: «В этом году количество перевозок между ЕС и Россией увеличились на 45%, это составило около 100 тыс. полетов. В 2012 году мы ожидаем прироста еще на 12%». Нерадько также добавил, что в ближайшем будущем Росавиация и Евроконтроль (европейское ведомство, регулирующее авиатрафик, - прим. «БалтИнфо») подпишут меморандум о сотрудничестве. О точных сроках оформления договора пока неизвестно, однако, это произойдет до 1 января 2012 года. Тем временем уже приняты шаги по стандартизации авиационного законодательства РФ и ЕС. Так, с 17 ноября воздушное пространство России будет «размечено» по-европейски. На смену эшелонам, расположенным друг от друга на высоте 300 метров, придет система RVSM, принятая во всем мире. Между встречными самолетами останется лишь 150 метров по вертикали. Это позволит с большей эффективностью использовать воздушное пространство в условиях растущего числа полетов. Кроме того, создана единая база данных, где собрана информация о подозрительных личностях, которые могут представлять потенциальную угрозу на борту саимолета. Обмен такими сведениями, безусловно, повышает уровень безопасности полетов. Впрочем, отметил Нерадько, у сторон еще остались принципиальные вопросы друг к другу, на которые пока нет ответов. Выбросы по прайс-листу Первые тучки начали сгущаться, когда на трибуну поднялся глава «Аэрофлота» Виталий Савельев. Он критически отозвался о действующей в Европе системе ограничений на выброс парниковых газов в атмосферу и практике торговли квотами на выброс. Как пояснила, в свою очередь, директор по европейской и международной торговле углеродом Еврокомиссии Мария Вероника Товсак Плетерски, эта программа стала вынужденной мерой в борьбе за чистый воздух над Европой. «Страны Евросоюза договорились, что средняя температура к 2020 году не должна подняться выше, чем на 2 градуса. В то же время, количество выхлопов от коммерческой авиации с 1990 года удвоилось, а, согласно прогнозам, в период с 2005 по 2020 года они возрастут еще втрое. Мы разработали наиболее эффективный способ регулирования – систему торговли квотами на выброс СО2, которая действует в Европе с 2009 года. Это дешевый способ сокращения загрязнений, который позволяет нам предсказывать развитие ситуации», - рассказала Товсак Плетерски. Любая авиакомпания, которая летает в Европу и из нее, должна будет выкупать квоту на выброс. Сейчас эта система действует только для европейских компаний, однако, уже совсем скоро ЕС потребует ее ратификации на международном уровне. Как предупреждает в связи с этим Виталий Савельев, в первую очередь дополнительные затраты лягут на плечи пассажиров. Впрочем, Сергей Иванов уже заявил, что Россия не намерена выплачивать какие-либо либо деньги за «испорченный» воздух. «Доля авиационного транспорта в загрязнении воздуха ничтожно мала. Более 96% загрязнений исходит от автомобилей. Остальные 4% – это морской, воздушный и железнодорожный транспорт. Насколько я знаю, научно вообще не доказано, что авиация пагубно влияет на атмосферу», – заявил российский вице-премьер. Он также добавил, что в данный момент РФ заняла выжидательную позицию и будет следить за развитием ситуации. В любом случае, страна не намерена идти на конфронтацию с Евросоюзом. «Я знаю, что в США Конгресс хочет принять закон, который запретит своим перевозчикам выплачивать эмиссии Евросоюзу за загрязнение воздуха. Не исключено, что и российский парламент примет подобное решение», – добавил Иванов. У каждого – своя логика Порочность предлагаемого ЕС метода регулирования экологической ситуации отметил президент группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин. «Для соответствия наших самолетов самым строгим требованиям экологии мы уже потратили значительные средства. К примеру, наша компания модернизировала пять самолетов Ил-76. Мы собираемся заказать еще 12 штук, которые будут отвечать всем требованиям полетов в Европе по выхлопу и шуму. Кроме того, мы привели в порядок наши Ан-124-100 и вложили более 8 млрд долларов в разработку новой современной модификации Ан-124-300. Что же мы получаем взамен от Европы? 1 млн 250 тыс. евро – вот наша «премия». К сожалению, она со знаком минус. Получается несправедливо и нелогично», – сообщил Исайкин. Он также заявил, что при повышении тарифов на авиаперевозки поток грузов перемещается на автотранспорт, который, согласно статистике, как раз является главным загрязнителем атмосферы. «Меры по сокращению выброса СО2 страдают куриной слепотой», – резюмировал Исайкин. Позицию ЕС отстаивала Товсак Плетерски, которая заявила, что выгода от таких выплат для благонадежных компаний, на ее взгляд, очевидна. «Наша система – это и есть своеобразное премирование. Ведь более современный и эффективный флот выбрасывает в воздух гораздо меньше вредных газов, а значит, для него требуются менее значительные квоты. Таким образом, определенные компании получат преимущество», – отмечает представитель Еврокомиссии. По словам заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимира Чертока, этот метод не может быть эффективным. «Торговля квотами – это как больной, которому сбивают температуру, не вылечивая от самой болезни. То есть, борются со следствием, а не причиной. Да и вообще, торговля воздухом – это из разряда фантастики», – заявил Черток. Кнут или пряник? По словам старшего вице-президента Международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА Томаса Виндмюллера, авиация – единственная отрасль, которая одной из целей своего развития поставила конкретные цели в области экологии. «Нам говорят, что к 2020 году доля выбросов СО2 коммерческой авиации вырастет с 2% до 3% от общего количества, если мы будем придерживаться той же модели функционирования. Но мы не будем. Уже сейчас миллиарды долларов инвестируются в повышение экологичности полетов», – заявил Виндмюллер. Одной из таких инвестиций является разработка новых двигателей, которые должны более эффективно перерабатывать топливо, быть более тихими и меньше «чадить». По словам менеджера по экологической стратегии компании Rolls-Royce Джона Харта, за последний год инвестиции в новый проект двигателей Trend 1000 достигли 1 млрд фунтов стерлингов. «Новых двигателей пока всего восемь, включая тестовые двигатели на стенде Airbus 350-900. Кроме того, уже сейчас разрабатываются продвинутые модификации Advance II и Advance III, которые будут еще тише и экологичней», - рассказал Харт. Как бы то ни было, российская авиация пока явно не может претендовать на роль крупного «загрязнителя» атмосферы. Как пояснил начальник Управления Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Виктор Блинов, за прошлый год в РФ самолеты и вертолеты «сбросили» в воздух 1,7 млн тонн парникового газа – менее 1% от общего количества российских выбросов. «В последующие годы объем загрязнений увеличится на 15%, однако, доля авиации все еще будет незначительной», – подытожил Блинов. В конце обсуждения выход из положения подсказал заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов, который сравнил существующие методы решения экологической проблемы с кнутом и пряником. «Наказывать или поощрять? Вот главный вопрос. Надо понимать, что излишние нагрузки на авиакомпании все равно лягут на плечи пассажиров. В свою очередь, это приведет к стагнации и деградации рынка. Поэтому наш выбор – «пряник». Те компании, которые повышают уровень экологичности своих полетов, надо поощрять. Кроме того, такие компании будем ранжировать и самым достойным по списку выдавать самые привлекательные слоты (временной промежуток для осуществления рейсов – прим. «БалтИнфо») в аэропортах. Я верю, что этот метод будет действенным, так как более выгодный слот означает большее количество пассажиров, а значит и большую прибыль», – отметил Окулов. Воздушные барьеры преодолимы Система квотирования выброса СО2 – не единственный барьер в российско-европейских «авиационных» отношениях. Неудобной для обсуждения остается тема оплаты иностранными авиакомпаниями полетов по транссибирским воздушным трассам. Сергей Иванов четко сформулировал позицию России по этому вопросу: «Принцип у нас такой: утром - деньги, вечером – стулья. То есть, сначала мы вступаем в ВТО, а уже затем будем решать по поводу отмены платы за транзит через Сибирь». Также препятствием для роста взаимных авиаперевозок являются визовые проблемы. По мнению Иванова, решением может стать безвизовый режим для отдельных категорий пассажиров. «Недавно я услышал интересное предложение: пассажиры, летающие постоянно рейсовыми самолетами, могут прибывать в Россию без визы. Ведь понятно, что они заведомо не везут никаких запрещенных вещей. К тому же, у них есть обратный билет», – сказал вице-премьер. Кроме того, важным вопросом является синхронизация российского авиационного законодательства с европейским. Как отметил управляющий директор авиакомпании TNT Airways Ники Терзакис, национальные нормативные барьеры лишь мешают развитию авиаперевозок. «Эти препятствия пагубно влияют на развитие бизнеса. Особенно такого чувствительного, как авиационный. Как мы можем преодолеть их? Я думаю, что ВТО и ИКАО (Международная организация гражданской авиации – прим. «БалтИнфо») могут стать хорошим инструментом», – заявил Терзакис. Еще одним шагом к стандартизации полетов между Россией и Европой должна стать Программа производственного аудита безопасности авиакомпаний (IOSA). «С летнего расписания 2012 года к полетам за границу будут допускаться только те российские компании, которые соответствуют этим стандартам. А через несколько лет мы введем ее и для внутренних рейсов», – пообещал Сергей Иванов. Несмотря на все разногласия, российское воздушное пространство для европейцев остается лакомым кусочком. Через небо России проходят самые короткие авиатрассы между Европой и «всемирной фабрикой» – Китаем. Директор авиакомпании TNT Airways Ники Терзакис пояснил: «Сейчас высокотехнологичные компании больше собирают, чем производят. Части для устройств находятся в разных концах света. Связующим звеном между производителем и потребителем являются грузовые авиаперевозки. Поэтому очень важен способ доставки. Короткие трассы через Россию – хороший выбор». Присутствие этой мотивации вселяет уверенность, что Россия и Евросоюз в режиме диалога смогут решить все свои разногласия и сойдутся на приемлемой цене за использование воздушного пространства обеих сторон. В любом случае, больше всего в этом заинтересованы обычные авиапассажиры.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Авиаперевозки»

Март 27, 2024 - 17:40

«Россия» (Группа Аэрофлот) приступит к выполнению прямых рейсов из Ставропольского края на популярный турецкий курорт с началом высокого сезона.

 

Март 26, 2024 - 18:39

«Россия» (Группа Аэрофлот) приступит к выполнению полетной программы из Москвы в Костанай с начала действия летнего расписания.

 

Март 21, 2024 - 20:26

Полетная программа «России» (Группа Аэрофлот) между Санкт-Петербургом и Мурманском расширяется. Авиакомпания с 31 марта будет выполнять три рейса в день, а с июня частота полетов составит до пяти раз в день.

 

Март 21, 2024 - 11:35

Уважаемые партнеры, рады сообщить Вам о продлении промо – тарифов авиакомпании Gulf Air (RT и OW) на период продаж до 10 апреля 2024 для полётов до 30 сентября 2024 года.