Девять причин, едва ли способных объяснить, почему вы простояли на границе 5 часов

На автомобильных пограничных переходах - и финских, и эстонских - вновь появились огромные очереди. В минувшие «длинные» выходные в определенные моменты время ожидания на границе с Финляндией достигало пяти часов. От таких запредельных величин мы порядком отвыкли. Их тем более удивительно наблюдать на фоне заявлений финнов о существенном снижении пассажиропотока со стороны России. Парадокс труднообъяснимый, особенно учитывая ту большую работу, которую провели финны за последние месяцы по расширению погранпереходов.

Получить от официальных лиц внятный ответ на вопрос, что происходит, трудно. Сколько ни спрашивай - одни только общие слова. Напомню, кстати, что, пересекая границу, мы имеем дело сразу с четырьмя серьезными конторами - двумя пограничными формированиями Финляндии и России и двумя таможенными. Сбой в работе любой из них может привести к коллапсу. А корпоративная солидарность не позволяет выносить методы работы коллег на публику. Путешественникам же всякий раз остается самим догадываться, что опять случилось.

"Фонтанка.Fi" собрала очевидные и не очень причины длинных очередей на границе. Вы можете дополнить и прокомментировать эти наблюдения.

1. Количество пересечений границы резко возрастает в период российских «длинных выходных». Так случается на майские, на Новый год. И вот - на День народного единства, как выяснилось, тоже. Впрочем, ни для нас, туристов, ни тем более для пограничников обеих сторон такие всплески - не секрет. И если погранслужбы к этому готовы, то даже огромный поток могут пропустить быстро. А если этот факт проигнорировать - как это случилось в эти праздники, - то и результат будет соответствующий. Ну а давать совет соотечественникам не ездить в субботу утром и не возвращаться в воскресенье вечером смысла нет. Все и так избегают этих периодов, когда это возможно.

2. Финские погранслужбы существенно замедлили темпы своей работы. «Финны тупят» - не вполне толерантный, но тем не менее наиболее часто встречающийся комментарий в последнее время на эту тему. Конечно, это может быть и массовое российское умопомрачение, отягощенное политическими «напрягами», но очень многим у нас кажется, что за последние месяцы финские пограничники стали все процедуры делать немного медленнее. Мы ведь теперь все ученые - имеем четкие ответы и на вопрос «куда там», и на подозрительное «когда обратно», да и остальные «танцы с бубнами» исполняем безупречно. И тем не менее долгое перебирание бумажек, неспешное постукивание компьютерной клавиатуры - дело тут обычное. Непонятно только, идет ли речь об официальной установке в смысле «тщательнее надо, ребята», или это какие-то личные инициативы служивых.

3. Российская граница тоже стала работать медленнее. Многим это утверждение покажется спорным. Пусть наши службы и не занимались так масштабно модернизацией погранпереходов, но, по крайней мере, количество пограничников и темпы их работы последние года два, как правило, соответствуют уровню очередей. Порой нашим даже приходится искусственно тормозить поток, потому что очередь у финнов грозит создать коллапс непосредственно на границе. Конечно, бесконечные «перекуры» российских таможенников при нашем возвращении домой никто не отменял. Но сказать, что из-за них возникают 4-часовые очереди, было бы преувеличением. Те, кто едет через Светогорск, грешат на возникшее с месяц назад правило, когда непосредственно на пост могут въехать только 2 автомобиля. Это и правда тормозит существенно. Но можно ли все проблемы свалить на эту новацию - большой вопрос.

4. Количество пересекающих границу снизилось не так уж существенно. Цифры, конечно, вещь упрямая, но они больше свидетельствуют о том, что россияне стали меньше тратить денег. А прокатиться с ветерком - почему бы и нет. Всем нам знакомо понятие «откатать визу», оно с кризисом никуда не делось. Вот мы честно и выполняем наш долг перед финнами за свободный Шенген. А поскольку ночевки в Финляндии обходятся все дороже из-за взбесившегося евро, то некоторые из нас, особенно жители Выборга, едут ночевать домой. Чтобы утром с новыми силами штурмовать границу.

5. Ремонт и переустройство погранпереходов. Как минимум  для перехода "Светогорск - Иматра" это утверждение верно. С одной стороны, открытые год назад у финнов новые полосы пограничного контроля, которые позволяют проходить границу даже не выходя из автомобиля, существенно ускорили процедуру. С другой - работают эти пункты не круглосуточно. Если не успел, то уж точно «попал». После закрытия этих переходов на ночь весь поток направляется к временному терминалу, где российская часть автомобилей проходит границу черепашьими темпами из-за малого количества пограничников (двое) и долгой дороги пешком до терминала. Кстати, точное время работы быстрых переходов финны особо не афишируют.

6. Большое количество «левых» автомобилей, едущих без очереди. Это, безусловно, один из самых раздражающих факторов, который рождает справедливый гнев автомобилистов. Исчезнувшие было «проходки», позволяющие попадать на границу без очереди, по сведениям наших источников, появились вновь. А сомнительный бизнес по продаже мест в очереди (примерно 100 баксов с машины), говорят, в такие дни процветает и приносит многим местным жителям существенный и почти легальный заработок.

7. Спецоперации спецслужб. Рано или поздно пограничные ведомства вдруг вспоминают, что они не просто какие-то контролеры, выполняющие рутинную проверку билетов в театр, а бдительный щит государства, призванный уберечь его от закамуфлированных под туристов врагов. Вот тогда и начинается - «выйдите из машины, откройте сумку, а что у вас здесь, а зачем вам это…». Если финны начали такую сплошную проверку - стоящих в очереди можно только пожалеть.

8. Очередь создают финские автомобилисты, челноча в Россию за сигаретами и бензином. Откровенно говоря, мне не кажется, что это такой уж существенный поток, тем более что свою границу они проходят со свистом в обе стороны.

9. Пересменка на границе. Эти фантомные боли 90-х вновь стали беспокоить наших сограждан. Когда стоишь в длинном хвосте, а очередь за 40 минут подвинулась на 50 метров, поневоле мучаешь свой мозг вопросом «что там происходит?». Спешим успокоить особо нервных - длинных пересменок теперь не бывает. Зато бывают сбои в компьютерных системах. И вот они-то точно могут привести к коллапсу, если не лечатся простой перезагрузкой сервера.

Все вышесказанное хоть и имеет место быть, но едва ли может убедительно объяснить общую тенденцию. Есть все же еще одна, невидимая глазу и, казалось бы, чересчур глобальная причина - политический кризис в отношении наших стран. Никто, конечно, не выпускал секретных циркуляров, требующих гнобить несчастных туристов. Но политика сидит в голове каждого из нас. Достаточно руководству финского ведомства просто призвать своих сотрудников «быть бдительнее в это непростое время», чтобы финский пограничник стал в каждом из нас подозревать если не шпиона, то нежелательный элемент.

С российской стороной еще проще. Многие помнят, что темпы работы наших служб резко выросли в пору благостных отношений Владимира Путина и Тарьи Халонен, которые за неимением иных глобальных тем обсуждали наши с вами мытарства. Сейчас, по понятным причинам, темы пограничных очередей в повестке дня нашего президента нет. Так что хотим мы этого или нет, но общее похолодание в межгосударственных отношениях будет сказываться на такой тривиальной истории, как очереди, самым непосредственным образом. Несмотря на внешние приличия и модернизированные пограничные переходы.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Таможня»

Апрель 10, 2024 - 13:37

Двое граждан Казахстана для прохождения таможенного контроля выбрали «зеленый» коридор, который предназначен для перемещения товаров, не подлежащих таможенному декларированию.

 

Апрель 5, 2024 - 20:43
Гражданин Узбекистана владеет частной стоматологической клиникой в Санкт-Петербурге и планировал выйти на международный уровень. Из-за нарушения таможенного законодательства старт бизнеса в ОАЭ пришлось отложить.

 

Март 8, 2024 - 17:11

С начала года воздушным транспортом в Санкт-Петербург доставлено 30 партий цветов из Еревана.

 

Январь 11, 2024 - 16:12

За десять дней января 2024 года таможенную границу в аэропорту Пулково пересекли 60 тысяч пассажиров 338 международных авиарейсов, что превышает аналогичные показатели прошлого года в два раза.