Что новый Закон о туризме сулит туроператорам и турагентствам?

В конце апреля Госдума приняла в третьем окончательном чтении новую редакцию закона о туризме, а между майскими праздниками его завизировал Президент. Что же новый закон сулит участникам туристического рынка? Георгий Мохов, - непосредственный участник законотворческих событий, основатель юридического агентства «Персона Грата», руководитель правовой комиссии РСТ, отвечает на вопросы профессионалов и пытается осветить следующие ключевые моменты:

изменение размера финансового обеспечения для российских туроператоров

создание объединения туроператоров в сфере выездного туризма и компенсационного фонда

установление права регрессного требования страховщика к руководителю и участникам управления туроператора

установление значительных штрафов за нарушение законодательства о туристской деятельности

установление дополнительных требований к оформлению договоров о реализации туристского продукта

исключение из текста закона понятие «туристская путевка»

установление обязанности туроператора по публикации в сети Интернет списка турагентов, с которыми он работает

уведомительная регистрация турагентов. Обязанность или право?

Итак, первый вопрос: В законе имеется требование о размещении на сайте оператора информации об агентствах. Как Вы думаете, зачем это необходимо и неужели нужно указывать все агентства, с которыми мы работаем. В нашей базе их около 6000. Конечно, некоторые из них бронируют туры не более раза в год. 

Ответ: Данная информация предназначена для потребителей, приобретающих турпродукт через турагентов. Возможно, турист пожелает проверить, действительно ли турагент является уполномоченным посредником туроператора. Отражение на сайте актуального списка турагентов - непростая задача. Мы подумаем, найдём какое-то упрощенное решение, например отображение готовых списков через общероссийский реестр турагентов, ссылкой или поисковой формой.

Вопрос: Подскажите, есть ли легальные способы минимизации затрат ТО в свете нового закона? Речь идет о небольшом региональном ТО. Правльно ли мы понимаем, что нам придется каждый год платить в "фонд" по 100 тыс рублей? Для нас это слишком накладно, в регионах доходы намного меньше, чем в Москве! Ди и риски у нас небольшие, т.к. большинство наших туров - индивидуальные. Как можно этих трат легально избежать?
Ответ:Избежать этих затрат можно в том случае, если вы не будете туроператором в сфере выездного туризма, то есть в вашей деятельности не будет признаков формирования туристского продукта - сочетания перевозки и размещения за общую цену.

Вопрос: Планируем открытие маленького турагентства, собственного опыта нет, ориентируемся на друзей. Скажите, пожалуйста, в связи с новой редакцией закона будет ли процедура открытия агентства как-то упрощена или, наоборот, мы столкнемся с дополнительными трудностями?
Ответ:Упрощать процедуру открытия турагентства дальше уже некуда. На сегодняшний день нет никаких обязательных требований, ни лицензирования, ни стандартов, ни требований к квалификации или стажу работников.

Вопрос:Публикации в интернете – дело не всегда благодарное. Георгий, скажите, пожалуйста, есть ли гарантии, что информация о сотрудничестве туроператора и турагентств будет достоверной? Спасибо заранее.
Ответ:Достоверность сведений должен обеспечивать сам туроператор. Обязанность в законе указана, но последствия нарушения не определены.


Вопрос: Скажите, компенсационный фонд будет содействовать только российским туристам, застрявшим за рубежом? Или он будет как-то принимать участие в судьбе туристов, попавших в неприятную ситуацию на территории РФ тоже?
Ответ: Фонд создаётся при объединении туроператоров, действующих в сфере выездного туризма, для оказания экстренной помощи туристам. Закон дает следующее определение: "экстренная помощь – действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом."


Вопрос: Уважаемый Георгий, из Вашего ответа непонятно, как быть с нормой Закона,обязывающей ТА в договоре с туристом указывать данные ТО? Данные какого ТО будет указывать ТА в договоре с туристом, если ТА , например, оказывает услугу-размещение в отеле? Так как в Законе туризмом (выездным) считается выезд за границу с любыми целями, то продажа только размещения- это тоже туризм, и также должен быть заключен договор между туристом и ТА на оказание туристических услуг.
Ответ: Указанная вами норма является обязывающей только при реализации турпродукта, то есть комплекса услуг по перевозке и размещению. Оказание отдельной услуги по размещению не является турпродуктом, соответственно обязанности указывать в договоре сведения о туроператоре нет, равно как и не было в прежней редакции закона. "При реализации турагентом туристского продукта от своего имени в договоре с туристом и (или) заказчиком должно содержаться указание на туроператора, сформировавшего туристский продукт, в том числе на способы связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», адрес электронной почты и другие сведения)."


Вопрос: Как новый закон регулирует оперативную помощь туристам за рубежом в случае возникновения проблем, аналогичных сегодняшним громким случаям с крахом турфирм? Кто обеспечит перевозку, за какие деньги и кто и как будет отвечать перед законом?
Ответ: Закон устанавливает только общие требования к процессу формирования фонда. Порядок и условия финансирования из этого компенсационного фонда расходов на оказание экстренной помощи туристам определяются Правительством Российской Федерации. Для принятия соответствующего подзаконного акта требуется время.

Вопрос:1) КТО ПО ТВОЕМУ МНЕНИЮ БУДЕТ БОРОТЬСЯ ЗА УПРАВЛЕНИЕ (РАЗВОРОВЫВАНИЕ)КОМПЕНСАЦИОННЫМ ФОНДОМ 2)КАКОЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС БУДЕТ НОСИТЬ ОБЪЕДИНЕНИЕ ТУРОПЕРАТОРОВ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ЧЛЕНСТВОМ БУДУТ ЛИ ВНЕСЕНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНЫ ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 
Ответ: Порядок работы объединения туроператоров и фонда во многом будет определён Правительством РФ по отдельному Постановлению. Кто и скем будет бороться за управление фондом я не комментировать не могу. Организационно правовая форма объединения в законе определена - некоммерческая организация в форме ассоциации (союза), действующая с учетом положений данного закона. Статусом общественной организации данное объединение не располагает.


Вопрос: Какие особенности у уведомительного характера регистрации турагентств? Что теперь будет необходимо для регистрации?
Ответ: Согласно требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. За нарушение уведомительного порядка предусмотрен административный штраф для юрлиц до 20 000 руб. Форма уведомления установлена Правительством РФ. Смотрите ПРАВИЛА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЙ О НАЧАЛЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УЧЕТА УКАЗАННЫХ УВЕДОМЛЕНИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 июля 2009 г. N 584


Вопрос: Еще раз вопрос по поводу "путевки": так и осталось непонятным, нужно ли теперь ТА выписывать эти бланки? И если нет - то нужно ли выдавать кассовый чек?
Ответ: Вы вправе выбрать вариант, применяемый при наличных расчётах с населением, либо БСО либо ККТ. С изменением закона исключена норма, устанавливающая обязательное применение туристской путевки как неотъемлемой части договора о реализации туристского продукта. 


Вопрос: В связи с принятием нового закона, как будут строиться отношения турагента с туристом? Какие документы надо выдать туристу и как правильно оформить договор с туристом? Где можно взять юридически грамотный договор с туристом по реализации тура?
Ответ: Отношения турагента с туристом сильно не изменятся. Возникают дополнительные требования к договору, в части информации о туроператоре, об объединении туроператоров и порядка получения экстренной помощи. Турпутевка перестаёт быть неотъемлемой частью договора. Относительно разработки формы договора, для применения в отношениях с потребителями, пожалуйста направляйте заказ на адрес pg@travelexpert.ru тел. 495-9213047 Вам подготовят необходимые рекомендации и образец договора по новым требованиям.


Вопрос: Скажите пожалуйста, как правильно трактовать часть пятую статьи 9 закона - «Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.» Что это меняет по сути и по сравнению с предыдущей редакцией? О какой ответственности идет речь? 
Ответ: Данная формулировка устанавливает ответственность туроператора за неисполнение договора, заключенного турагентом от своего имени. В прежней редакции ответственность распространялась на действия турагента совершенные от имени туроператора. Это положение существенно изменяет степень ответственности туроператора и, при поавильном применении, может повлиять на судебную практику. Мы рассмотрим этот вопрос на семинаре, пожалуйста смотрите расписание на сайте www.travel-expert.ru


Вопрос: В новой редакции Закона определено, что "при реализации турагентом продукта от своего имени в договоре с туристом должен быть указан сформировавший этот турпродукт туроператор, а также способы связи с ним...". Не секрет , что многие ТА фактически занимаются операторской деятельностью, бронируя по отдельности различные тур. услуги. Какую информацию о ТО в этом случае ТА будут указывать в Договоре с туристом, или это необязательно, так как согласно определению отдельная услуга не является турпродуктом?
Ответ: В случае, когда "турагент" бронирует по заказу туриста отдельно гостиницу и перевозку для последующей реализации за общую цену, то формируется турпродукт и "турагент" осуществляет туроператорскую деятельность. Соответственно он обязан иметь финансовое обспечение и в договоре указывать своего страховщика. При реализации только размещения туропродукт не формируется и указания на финобеспечение не требуется.


Вопрос: Уважаемый эксперт, к сожалению данная в истории вопроса ссылка ведет на нерабочую страницу. Скачать и ознакомиться с изменениями нет возможности
Ответ: Пожалуйста зайдите на сайт http://www.travelexpert.ru/ центральная новость "Внесение поправок в Федеральный закон 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и смежные нормативные акты" внутри новости ссылка: "Сравнительная таблица изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»"


Вопрос: Поясните, пожалуйста, как будет выстроен алгоритм взаимоотношений между туристом, туроператором и страховой компанией в случае возникновения у туриста претензий? К кому конкретно должен будет обратиться турист?
Ответ: Порядок не изменился. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом и (или) иным заказчиком туроператору в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и подлежат рассмотрению в течение 10 дней со дня получения претензий. Требования о возмещении причиненного ущерба в рамках действия договора страхования ответственности туроператора могут быть предъявлены туристом непосредственно страховщику. В судебном порядке иск о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, может быть предъявлен туристом туроператору либо туроператору и страховщику (гаранту) совместно. 


Вопрос: Скажите, в договоре с туристом помимо информации о ТО и его ФИГов что теперь придется указываать? Что-то про новый фонд? И где о его членах будут данные?
Ответ: При реализации турагентом туристского продукта от своего имени в договоре с туристом и (или) заказчиком должно содержаться указание на туроператора, сформировавшего туристский продукт, в том числе на способы связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», адрес электронной почты и другие сведения). При заключении договора о реализации туристского продукта турист и (или) иной заказчик должен быть проинформирован в письменной форме о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты и других сведений). Сведения о туроператорах осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, включаются в реестр туроператоров, в том числе сведения: о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма; о размере уплаченного взноса в компенсационный фонд объединения туроператоров в сфере выездного туризма. 


Вопрос: Скажите, как изменение размера финобеспечения скажется на работе мелких туроператоров? Что нам грозит? 
Ответ: Размер финансового обеспечения для "выездных" туроператоров на УСНО и с оборотом менее 250 млн остаётся прежний - 30 млн. Если страховщики не изменят подход к тарифам, то стоимость обслуживания страховки сохранится в сегодняшнем размере - 0,3 - 0,5% Отчисления в фонд составят в первый год минимум 100 тысяч рублей. Далее 0,1% + 0,05%, считайте от заявленного вами оборота (по реализации турпродукта). Учтите, данные нормы будут применяться только через год.


Вопрос: Можете ли вы уточнить, как именно будет осуществляться установленный федеральным законом «надзор за деятельностью туроператоров», что в него будет входить? И кого должны назначить им командовать, что станет «уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти»?
Ответ: Согласно закону 294-ФЗ порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности устанавливается Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации в случае, если указанный порядок не установлен федеральным законом. На сегодняшний день специальный уполномоченный орган власти в сфере надзора за деятельностью туроператоров не определен, но есть полномочия Роспотребнадзора, в сфере надзора в области защиты прав потребителей. Я полагаю, что полномочия по надзору в этой специфической сфере могут быть переданы тому же органу исполнительной власти, в чьи обязанности будет вменено ведение федерального реестра туроператоров.


Вопрос: Скажите пожалуйста, а каковы по вашему мнению будут последствия принятия закона для простых туристов? Не вложат ли затраты на фонд в стоимость тура?
Ответ: Для туристов в незначительной мере повысится степень защиты при неплатежеспособности или банкротстве туроператора.. Отчисления в компенсационный фонд, установленные законом, составляют 0,1% от размера денежных средств, полученных от реализации туристского продукта. Плюс 0,05% за администрирование фонда. Итого 0,15%. Например, от стоимости тура в 1000 долларов - 1,5 доллара. Но отчисления формируются исходя из показателей профильного денежного оборота за прошедший отчётный год и не производятся из цены непосредственно оплаченного вами тура. Кроме того, туроператор несет расходы на оплату страховой премии по страхованию гражданской ответственности, применяемой с 2007 года. Как показала практика на ценообразование это не повлияло.


Вопрос: Хотела уточнить: где-нибудь в Законе прописана граница ответственности туроператора и турагента? Особенно это касается договоров купли-продажи.Всем известно: турагентство всегда посредник между операторм и туристом. При любом положении дел турагентство не может нести ответственность за недобросовестного туроператора, равно как и туроператор не может быть в ответе за турагентство?
Ответ: Отраслевой закон ФЗ-132 не определяет границ ответственности, это невозможно, поскольку большая часть правоотношений, возникающих в процессе реализации туристского продукта устанавливается свободно заключаемыми договорами и относится к сфере регулирования Гражданского кодекса и Закона о защите прав потребителей. Действующее законодательство и судебно - арбитражная практика свидетельствуют о закреплении принципа абсолютной ответственности предпринимателя, предусматривающего применение мер имущественной ответственности к нарушителю договора, независимо от наличия вины и даже степени причинения вреда. Таким образом ответственность "турагента за недобросовестного туроператора" или наоборот, туроператора за турагента, возникает достаточно часто, хотя и не всегда справедливо. 


Вопрос: Исключение из текста закона понятие «туристская путевка» - означает ли это , что отменят БСО и турагентства вынужденны будут покупать ККМ?
Ответ: ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 6 мая 2008 г. N 359 О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ позволяет предпринимателям применять БСО, при условии их соответствия установленным требованиям - форме, нумерации, учёту, порядку выдачи и хранения и тп. Даже в случае исключения термина "турпутевка" из закона, право применения бланков строгой отчётности не прекращается, поскольку установлено иным нормативом. 


Вопрос: Из текста будет исключено понятие «турпутевка». Это только формальные текстовые изменения или же они повлекут за собой перемены на более глубоком уровне? Заранее благодарен за ответ.
Ответ: Это не формальные текстовые изменения. Из закона исключен базовый термин "туристская путевка" и положение, согласно которому туристская путевка является неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта. Соответственно теряют силу все смежные положения в нормативных актах и разъяснениях органов власти, которые были основаны на данном термине. 


Вопрос: По Вашему, дополнительные требования к оформлению договоров на турпродукт каким-то образом повлияют на повышение качества работы туроператоров? 
Ответ: Качество услуг мало связано с формальностями документооборота. Тем не менее, грамотное отражение в договорах обязанностей туроператора (турагента), информации о финансовом обеспечении туроператора и процедуры обращения к страховщику, порядка расторжения или изменения условий договора, вцелом положительно влияет на перспективы защиты нарушенных прав.

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Законодательство»

Декабрь 11, 2023 - 14:44

Плеваться - нехорошо. За плевок на улице в части стран мира штрафуют. Хрестоматийный пример со штрафаии за плевки и жевачку - Сингапур.

 

Декабрь 8, 2023 - 21:26

Работодателей обязали оплачивать работникам при увольнении неиспользованные отгулы за работу в выходные -

 

Декабрь 7, 2023 - 17:34

Минэкономразвития предлагает учредить почетное звание "Заслуженный работник туризма Российской Федерации". Его включат в государственную наградную систему.

 

Декабрь 7, 2023 - 17:25

Минэкономразвития России объявило конкурсный отбор на предоставление регионам единой субсидии на туризм на 2024 год в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».