«Больше всего страховых случаев в странах массового выезда туристов»

Замначальника управления страхования путешествующих компании «Ингосстрах» — в интервью «Ъ FM»

Что включает в себя страховой полис для выезжающих за рубеж? Какие риски готовы покрыть страховые компании? На какие дополнительные опции стоит обратить внимание путешественникам? Об этом и многом другом в интервью ведущему «Коммерсантъ FM» Марату Кашину в рамках программы «Слушание по делу» рассказала замначальника управления страхования путешествующих компании «Ингосстрах» Лариса Антонова.

– Все знакомы со стандартным полисом страхования для выезжающих за рубеж – это медицинская страховка. Как правило, она обходится €1 в день и покрытие у нее €40 тыс. Справедливо ли утверждать, что в подавляющем большинстве случаев именно такую страховку и оформляют путешественники и редко выбирают какие-то дополнительные опции?

– Для выезда за границу обязательно нужно приобрести страховой полис. И обязательный вид страхования – это страхование медицинских расходов. При этом путешествующий по собственному желанию может выбрать несколько страховых сумм. Есть страховая сумма – 40 тыс. рублей. Такая сумма достаточна для получения визовой поддержки, если турист выезжает в страны Шенгенского соглашения. Есть страховые суммы 50 тыс. и 75 тыс. рублей. Их необходимо выбирать, когда турист выезжает в такие страны как США, Канада, Япония и Австралия. Потому что стоимость медицинских услуг там достаточно высока.

 

– Известно, что список стран, куда чаще всего ездят российские туристы, активно меняется каждый год. Это связано с внешними факторами – какие-то страны закрывают для российских туристов, какие-то снова открывают. Как на это реагирует страховой рынок?

– Если посмотреть на статистику по годам, то 2013 год был самым хорошим для страховщиков и туристов. Количество застрахованных через нашу компанию было 4 млн человек, а в 2016 году мы застраховали всего лишь 1,5 млн человек.

– Это связано с общим спадом выезжающих за рубеж – их стало меньше в силу разных обстоятельств?

– Да, именно так. Из-за того, что были закрыты самые приоритетные для туристов направления – Турция и Египет. Эти направления были востребованы, потому что они самые дешевые. Сейчас люди не могут тратить большие средства на отдых.

– Уже есть понимание, какие страны будут самыми популярными у россиян в этом летнем сезоне?

– Турция занимает лидирующее место. Люди уже сейчас бронируют туры на сентябрь и октябрь. Отели ждут наших туристов после большого перерыва. Также приоритетные направления этого сезона – Испания, Греция, Италия и Болгария. Это отдых с детьми.

– У страховых компаний наверняка есть список опасных и неопасных стран, где чаще происходят страховые случаи, а где реже. Можете выделить какие-то страны?

– Все страны массового выезда — Турция, Греция, Испания. Там всегда много страховых случаев, потому что туда выезжает большое количество туристов. Если выделять какие-то конкретные страховые случаи в странах массового выезда летнего сезона – это в основном гастроэнтерит и ОРВИ, и такие редкие случаи, как наступил на морского ежа. Редко встречаются инсульты и инфаркты. Эти страны любят еще наши пожилые туристы.

– Страховку надо приобретать перед выездом, или бывает так, что люди пытаются это сделать уже в процессе отдыха?

– Обязательно нужно приобрести полис до выезда за границу. Его можно приобрести за день до поездки. Но у нас есть туристы, которые выезжают в такие страны, как Таиланд на зимовки, на год. Они сразу полис не приобретают, а покупают его онлайн, когда уже произошел страховой случай. Мы не делаем никаких исключений для туристов, которые приобретают полис через онлайн-канал. Такой полис можно купить в любой момент. Но для тех туристов, которые выезжают в Таиланд, у нас существует временная франшиза – семь дней. То есть человек может приобрести полис сегодня, но действовать он будет только через неделю. Это связано с тем, что было очень много страховых случаев, когда люди выезжали без полиса, покупали его под страховой случай. Чтобы ограничить такие случаи, мы были вынуждены сделать вот такой блок.

— Как правило, летом, когда человек едет куда-то на море загорать, он часто получает солнечные ожоги. Это страховой случай?

– Да, если вы его включите в стандартный полис с повышающим коэффициентом. Могу вам рассказать один случай: одна наша туристка из Мурманска выехала в Египет и целый день провела на солнце. В заявлении она написала: «Небо было в тучах, и я целый день лежала на солнце, кремом не пользовалась». Когда она обратилась в медицинское учреждение, у нее был диагностирован ожог третьей степени. И таких случаев у нас немало.

– В интернете полно историй, которые описаны как редкие страховые случаи. Они бывают забавные, бывают трагические. Вы что-то можете вспомнить?

– Я думаю, что забавных случаев не бывает – бывают разные курьезные случаи. Вот, например, из моей практики. У женщины на отдыхе произошло загноение ногтя, была назначена небольшая операция. Во время процедуры ее муж , который в этот момент присутствовал в кабинете врача, упал в обморок, и пришлось оказывать помощь еще и ему.

– Очень часто возникают вопросы, как воспользоваться страховкой: звонить ли сразу в страховую компанию или потом это сделать. Куда обращаться? Если с вас требуют наличный расчет, можно ли платить и быть уверенным, что потом страховая компания компенсирует? Какие вы можете дать советы?

– При покупке полиса обязательно нужно посмотреть наши условия страхования и прочитать правила. Если вы что-то не поняли, можно связаться с нашим call-центром, который ответит на все вопросы. Если страховой случай произошел за границей, вам обязательно нужно связаться с нашим сервисным центром, который оказывает услуги медицинского характера. Он организуют медицинскую помощь и расскажет вам, как поступать в том или ином случае. Если у нас нет возможности помочь, например, в какой-то стране нет договорных отношений с клиниками, мы попросим страхователя заплатить самостоятельно. После этого он приезжает в Россию, и получает возмещение. Но это происходит где-то два-три раза в год, когда страховая компания не может оказать помощь человеку бесплатно. Был такой случай, когда человек поехал в Судан, и там у нас не было договорных отношений с клиниками. Ему пришлось заплатить, потом он приехал с документами и ему возместили все реально понесенные расходы.

– Полисы для выезжающих за рубеж стандартные, или учитываются особенности той страны, куда вылетает человек?

– Все полисы стандартные, и во всех странах у нас одинаковый набор услуг для всех клиентов.

– Если человек путешествует не за границей, а в России, нужно ли ему оформлять страховку, или достаточно полиса ОМС, который есть почти у каждого?

– Конечно, наши люди уже привыкли к тому, что есть полис ОМС, и ничего дополнительно покупать не стоит. Я призываю всех купить полис добровольного медицинского страхования при поездках по России. Он включает не только медицинские расходы, которые можно получить бесплатно и без очереди в хороших клиниках, но еще дополнительные услуги. Например, мы оплатим транспортные расходы, если человек задержался, так как это было связано с его госпитализацией. Или дети, которые остались без присмотра родителей, будут отправлены сопровождающим лицом до постоянного места жительства. У нас много граждан преклонного возраста, которые выезжают в Крым на лечение. Бывают случаи, когда человек умирает, и мы организуем репатриацию до предполагаемого места захоронения.

– Какие туристические направления в России, помимо Крыма, можно выделить? Какие виды отдыха в нашей стране страхуются путешественниками чаще всего?

– На сегодняшний день страхование по России не востребовано. Но люди, которые выезжают с детьми на курорты Краснодарского края и в Крым, покупают полис.

– Приобретаются ли страховки для групповых детских поездок?

– Обязательно приобретаются страховки для детей. Насколько я знаю, сейчас вступит в силу закон об обязательном страховании детей, после трагедии, которая произошла в Карелии на Сямозере.

– Групповые страховки дешевле, чем индивидуальные? Это выгоднее?

– Конечно, групповые полисы дешевле. Мы всегда делаем скидку на группы, начиная с пяти человек.

– Нередко туристы пренебрегают страхованием угрозы невыезда, потери багажа и неполучения визы. Часто ли происходят такие случаи?

– Страхование багажа – непопулярный вид страхования. Хотя на сегодняшний момент мы его очень упростили, чтобы человек мог легко им пользоваться. Раньше нужно было прийти к нам в офис, описать вещи и их стоимость. Теперь все очень просто. Вы выбираете страховую сумму, которая вам кажется приемлемой, и если произойдет потеря или кража багажа, мы компенсируем убытки. Если вы летите за границу, то 50 долларов или евро за каждый килограмм утраченного веса. По России – 1,5 тыс. рублей.

– В каких случаях происходит выплата, если страховаться от невыезда? Важно ли, что именно стало причиной невыезда?

– Раньше у нас был комплексный продукт по страхованию от невыезда, который учитывал очень много рисков, и он стоил очень дорого. Теперь мы его упростили. Каждый страхователь может выбрать те риски, которые он считает нужными, чтобы не потерять деньги, которые он заплатил за поездку. Первое – это страхование от невыезда, если вы вдруг не получили визу. Вы можете выбрать этот продукт, если вы считаете, что вам по какой-то причине могут отказать в визе. Стоит это недорого, всего лишь 3% от страховой суммы, которую вы можете потерять. Если у кого-то был уже отказ в визе, то я призываю страховаться. Потому что если вы не получите еще раз визу, то никуда не поедете. Это тоже можно у нас застраховать, стоимость будет чуть-чуть дороже – 6% от страховой суммы.

– Какие еще бывают популярные причины невыезда?

– Бывают невыезды в случае болезни самого застрахованного или его близких, родственников, детей. От этого тоже можно застраховаться. Например, если вы задержались в поездке, если кто-то из родственников заболел, если вы выехали раньше из поездки, так как у вас кто-то заболел в России, это все можно застраховать. Также у нас существует продукт, который называется «все включено». По нему можно застраховать практически все риски, которые могут произойти, из-за которых может сорваться запланированное путешествие.. Неполучение визы, болезнь, вызов в суд, вызов в военкомат, потеря документов, которая произошла до выезда за границу, или вы не выехали по причине, если какие-то погодные условия вам помешали, или произошла задержка вашего вылета не менее чем 6 часов. Если ваш рейс задержался более чем на 6 часов, и вы приобрели этот полис, то получите возмещение.

– Насколько становится дороже такой полис? Не будет ли это разорительным для путешественника?

– Думаю, что это не будет разорительно. Давайте посчитаем. Если человек едет на 10 дней, то медицинский полис в шенгенскую страну будет стоить €10. Если приобретается страхование багажа – еще 80 рублей. Страхование от невыезда зависит от того, какую программу вы выбираете. Это будет стоить от одной до трех тысяч рублей. В итоге получим сумму в районе четырех тысяч рублей.

– Покупка полисов через интернет – популярная тема. Насколько активно приобретают полисы онлайн?

– Очень активно. Это новая программа, которую мы запустили в 2014 году. Она очень популярна. С каждым годом количество туристов, которые покупают полисы через интернет, увеличивается. По сравнению с 2015 годом их количество в «Ингосстрахе» выросло в два раза.

– У пользователей возникают сложности в таких случаях? Требуется ли консультация специалиста или все понятно – ставишь галочки и покупаешь?

– Бывают сложности, но мы их решаем. Люди пишут на специальную почту travel. Через эту почту клиент задает нам вопросы, и мы оперативно их решаем.

– Если человек просит вас застраховать что-то необычное, например, он летит загорать и просит застраховать его от непогоды. Или он летит на Бали учиться серфингу и боится, что не будет ветра, не будет волны, и он ничему не научится. Вы в таких случаях идете навстречу, если такого риска нет в вашем стандартном списке?

– Увы, у нас был такой девиз: «Застрахуем все, но погоду обещать не можем». Мы сейчас страхуем и оплачиваем все хронические заболевания и их обострения. Раньше такого у нас не было. Если за границей возникла ситуация, что человек с больным желчным пузырем обратился в поликлинику, и ему нужна экстренная операция – мы это оплатим. Раньше страховщики, в том числе и «Ингосстрах», это не оплачивали, так как это было не страховым случаем.

– Отъезжающий за рубеж человек обязан указывать, что у него есть хронические болезни?

– Люди, которые выезжают за границу, для нас все здоровые. И никакой декларации на здоровье они не заполняют. Поэтому мы считаем, что если что-то произошло, то это внезапное заболевание.

Фото: Коммерсантъ

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Безопасность»

Март 28, 2024 - 12:28

Да, я была в Крокусе. И надо сказать, моя прокаченная интуиция четырежды кричала: «не ходи».

 

Март 25, 2024 - 06:43

Съезд регулярно объединяет на своей площадке представителей науки, руководителей медицинских учреждений, практикующих специалистов из государственных и частных клиник, лучших экспертов отрасли.

 

Февраль 19, 2024 - 05:51

В связи с многочисленными обращениями росграждан по поводу инцидента с тремя девушками в отеле г. Хабарадувы, а также в свете опубликованного комментария Посольства, сообщаем, что ситуация в Шри-Ланке стабильная и не несет угрозы жизни и здоровью туристов.

 

Февраль 18, 2024 - 14:25

Посольство России на Шри-Ланке призвало россиян, проживающих в государстве, вернуться домой — все из-за домогательств местных в отношении девушек с паспортом РФ.