Минэкономики может сорвать планы Минтранса по ужесточению правил работы российских авиакомпаний. Речь идет о ключевом для отрасли нововведении, объявленном по итогам катастрофы Ту-134 в Петрозаводске,— минимальном парке в десять самолетов для выполнения регулярных рейсов. Минтранс считает, что это приведет к консолидации отрасли и улучшению безопасности полетов. Но в Минэкономики называют требование необоснованным, полагая, что результатом станет рост цен на билеты, ослабление конкуренции и закрытие аэропортов. Минэкономики вчера опубликовало резко негативный отзыв на предложенный Минтрансом проект изменения федеральных авиационных правил, согласно которым авиакомпании, выполняющие регулярные рейсы, должны иметь в парке с 1 января 2012 года не менее 10 самолетов, а с 1 января 2013 года — не менее 20 однотипных самолетов.
Минэкономики пишет, что Министерство транспорта так и не обосновало, чем вызвана необходимость этого требования. "Если Минтранс полагает, что количество воздушных судов оказывает значимый эффект на уровень безопасности, то непонятно, почему того же не надо требовать от чартерных перевозчиков (от них требуется наличие пяти самолетов)",— поясняют в министерстве. Минэкономики не понимает и того, как именно изменится уровень безопасности полетов, если все авиакомпании увеличат свой парк до необходимого количества — Минтранс не предоставляет эти расчеты и данные о текущем уровне безопасности авиаперелетов. Минэкономики сомневается и в том, что количество авиакомпаний каким-либо образом влияет на безопасность полетов (консолидация отрасли также называлась одной из целей изменения правил). Собственный анализ министерства показал, что сокращение с 2000 года числа авиакомпаний почти вдвое, до 146, никак не сказалось на динамике авиапроисшествий. Но ужесточение правил сократит доступность услуг для населения и приведет к росту тарифов, полагают в Минэкономики. Все это, заключают в министерстве, чревато повышением тарифов, ухудшением конкуренции в авиационной отрасли и закрытием аэропортов из-за отсутствия рейсов для обслуживания.
Минэкономики предлагает коллегам выработать другие меры государственного регулирования, которые бы решали задачу по достижению определенного, но не нулевого уровня аварийности (исключить такие ситуации на авиатранспорте Минэкономики считает невозможным). Ввести ценз по количеству самолетов летом предложила Росавиация (одной из причин стала июньская катастрофа Ту-134 под Петрозаводском, в которой погибли 45 человек). В начале октября Минтранс опубликовал проект документа, но в тот же день премьер Владимир Путин заявил, что "требование по минимальному количеству самолетов при лицензировании авиакомпаний" не должно быть главным. В ответ министр транспорта Игорь Левитин возразил, что размер флота все-таки важен — хотя бы с точки зрения наличия резервных бортов на случай ремонта самолетов. Напрямую назвать авиакомпании, которые бы пострадали от новых правил, ни эксперты, ни участники рынка не берутся. Но теоретически это могли быть перевозчики среднего уровня, например "Авиалинии Кубани" и "Ай Флай". В Минтрансе вчера отказались комментировать отзыв Минэкономики, сообщив, что "пока придерживаются тех же позиций, что и ранее".
Однако эксперты уверены, что Минтрансу придется менять свои предложения: негативный отзыв Минэкономики не позволит зарегистрировать изменение авиационных правил в Минюсте. "В Минтрансе все полагали, что вопрос с введением количественного ценза по наличию самолетов уже решен. Самое интересное — что теперь будет предлагать министерство",— говорит главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. Глава аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что ограничения все-таки будут введены, но станут итогом торга Минтранса с Минэкономики. Вероятно, поясняет эксперт, где-то подправят сроки введения мер, будет предусмотрен механизм, позволяющий новым игрокам обходить ограничения на старте работы.