Растущая роль агрегаторов и сервисов бронирования в развитии туризма порождает и новые вопросы.
В том числе, правового характера: о статусе этих платформ, зоне их ответственности и предоставляемых ими гарантиях. Очередной виток обсуждения этих проблем состоялся в рамках парламентских слушаний комитета Госдумы по туризму. Как это часто бывает, четких выводов – не последовало.
Какие идеи предлагались бизнесом и законодателями, рассказали на пресс-конференции по цифровизации туризма в ТАСС.
Наряду с вопросами правового регулирования деятельности агрегаторов с аналогичным результатом (без конкретных решений) поговорили о протекционистских мерах для защиты от Booking.com и создании «единой цифровой платформы» для туротрасли.
«У нас нет четких сбалансированных выводов»
Председатель комитета Госдумы по туризму Сангаджи Тарбаев назвал вопросы деятельности цифровых платформ ключевыми для развития индустрии.
«Основные тезисы, которые вчера мы обсуждали – взаимодействие агрегаторов с туристами. Мне, как депутату, важнее всего, конечно, интересы конечного потребителя. Как будут в рамках новой парадигмы отображены такие темы, как безопасность, финансовые гарантии... И могу сказать, что на данный момент у нас нет четких сбалансированных выводов на эту тему», – сказал депутат.
Регулирование осложняется тем, что бизнес-модели агрегаторов очень разнообразны. Кто-то полностью берет на себя ответственность за обеспечение отдыха туристов, а другие работают «с третьими лицами».
«Сегодня перед нами стоит очень непростая задача: сформировать нормативно-правое регулирование, которое не нарушило бы бурный рост маркетплейсов в туризме, но создало бы ясные, понятные и прозрачные правила», – подчеркнул г-н Тарбаев.
Его коллега – глава комитета Госдумы по информационной политике и связи Сергей Боярский, отметил, что участники процесса по-разному понимают роль цифровых сервисов и их взаимоотношений с клиентами.
«В этом смысле нужно будет провести конечную консультацию для того, чтобы учесть, постараться найти компромисс, учесть мнение тех и других. Будем очень широко обсуждать законопроекты по формам экономики», – отметил он, не внеся ясности в перспективы нормативно-правового регулирования деятельности агрегаторов.
То же самое подтвердил и директор Ассоциации туристических агрегаторов Александр Брагин.
«Пока по многим вопросам нет готовых решений, но дискуссия началась, дискуссия идет, нам предстоит ее продолжить», – сказал эксперт.
Он обратил внимание на то, что туристические агрегаторы сложно сравнивать с маркетплейсами, потому что многие контрагенты – физические лица, сдающие жилье и работающие гидами.
Регулирование «по принципу расчески»
Председатель союза «Цифровой мир» Валерий Корнеев предлагает разделение регулирования «по принципу расчески».
«Ручка расчески – это законоплатформенная экономика, определяющая общие принципы развития всех платформ, а вот зубья расчески – это отдельные правовые акты, которые регулируют специфику работы каждой конкретной отрасли, в частности туристической», – объяснил эксперт.
Реальная же проблема же состоит в том, что в настоящий момент в отраслевом законе в принципе не учтен факт существования агрегаторов и платформ для бронирования. Представители турбизнеса обращали на это внимание и ранее.
Турбизнес ждет равных прав и обязанностей у всех участников рынка
«Мы с агрегаторами находимся в разных юридических плоскостях. Агрегатор сейчас отвечает только за то, за что ему нравится отвечать. Но уравнять юридический статус агрегаторов и туроператоров необходимо, чтобы турист был одинаково защищен», – ранее сказал вице-президент АТОР по внутреннему туризму, генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.
Управляющий директор ГК «Слетать.ру» Евгений Данилович ранее отмечал, что в то время как агрегатор готов нести ответственность только за предоставление информации и за передачу денежных средств, турагент и уж тем более туроператор, отвечает и за качество отдыха туриста, и за его безопасность во время тура.
«Если вы хотите что-то делать [в турбизнесе, на рынке – прим ред.], то тогда забираете себе и все обязательства, которые у вас возникают», – поддержал коллегу тогда генеральный директор туроператора FUN&SUN Владимир Рубцов.
Представители платформ бронирования, со своей стороны, считают подобные инициативы «излишними» и во многом предпочитают оставаться «средствами передачи информации», но не организаторами отдыха. Хотя по статистике АТАГ до 80% туристов, в зависимости от возрастной категории, уже бронируют отдых именно на агрегаторах.
В Госдуме обещали «продолжить обсуждать вопрос»
Решений в ближайшее время, судя по риторике законодателей, ждать не приходится. Зато «активное обсуждение» гарантировано продолжится.
«Вопрос цифровизации туризма всегда проходить красной линией в любой повестке, мы будем все время держать руку на пульсе. <...> Но вопрос принятия закона не всегда является самым главным. Иногда не принять закон тоже является хорошей работой для депутата», – объяснил такую ситуацию господин Тарбаев из Госдумы.
Екатерина Тропова