Агентам рекомендуют заплатить в «Турпомощь», пугая «Электронной путевкой»

В четверг, 20 сентября, турагентам по электронной почте стали приходить письма от «Турпомощи», в которых им предлагалось вступить в платный реестр турагентов при этой организации или продлить свое участие в нем, так как якобы только те агентства, которые состоят в этом реестре, смогут работать через систему «Электронная путевка». Рассылка уже вызвала как минимум недоумение и у самих участников рынка, и у юристов.

ДЛЯ ЧЕГО АГЕНТАМ РЕЕСТР «ТУРПОМОЩИ»

«Участие в едином реестре турагентов на базе Объединения Ассоциации «Турпомощь» обеспечивает регламентированное взаимодействие в экстренных ситуациях, определяет порядок, сроки и виды обмена необходимой информацией. Присвоение реестрового номера турагенту, находящегося в Реестре, а также получение свидетельства о внесении сведений, нормативно закрепляет турагентства, находящихся в Реестре, как субъектов туристской деятельности. Кроме того, Реестр служит мерой защиты от фирм-«однодневок» для потребителей», – говорится в письме «Турпомощи».

У представителей розницы данные формулировки вызвали законные сомнения. В социальных сетях турагенты отнеслись к рассылке иронически. «Вот так, работаешь по 10, 15, 20 лет. А потом раз и нет тебя в реестре. И ты фирма однодневка», – пишет один из участников закрытой профильной группы.

Наблюдатели в туроператорской и агентской среде, во-первых, справедливо отмечают, что за все время существования «Турпомощи» сведения из реестра турагентов ни разу не использовались для «взаимодействия в экстренных ситуациях». Напомним, что последний раз за счет фондов «Турпомощи» туристов вывозили в 2014 году, а реестр при этой организации появился только в 2016 году.

Во-вторых, отмечают юристы АТОР, статус турагентства как «субъекта туристской деятельности» никоим образом не может даже теоретически зависеть от «получения свидетельства о внесении сведений» в реестр «Турпомощи». Такой статус – что общеизвестно – турагентству дает свидетельство о регистрации юридического лица в установленном государством порядке с указанием соответствующих кодов ОКВЭД.

Напомним еще раз, что «обязательность» реестра «Турпомощи» для агентов ничем законодательно не закреплена – ни законом, ни нормативными актами отраслевых ведомств. Более того, регуляторами многократно подчеркивалось, что обязательный реестр, если он будет создан, будет бесплатным.

В-третьих, реестр никак не может служить «защитой от фирм-«однодневок», ибо сбор за внесение сведений в реестр в размере 1000 рублей в год доступен практически любому гражданину нашей страны, даже лицу без определенного места жительства и занятий.

Наконец, источники редакции «Вестника АТОР» говорят, что на сегодняшний день в реестре «Турпомощи» состоят чуть более 2000 агентств, в то время как, по самым скромным подсчетам, их количество у нас в стране – не менее 10000. Получается, что остальные участники этого рынка, не внесенные в реестр – фирмы-«однодневки»? Или, может быть, за ними «нормативно не закреплен статус субъектов туристской деятельности»? Вряд ли. Очевидно все это не только юристам, но и самим турагентам.

«На самом деле реестр турагентов и сбор за участие в нем, в принципе, нужная для агентов история. Но только в том случае, если такой реестр будет включать все добросовестные агентства, а размер сбора будет заградительным, в целях отсечения фирм-однодневок. Однако в случае вчерашнего письма «Турпомощи» о реестре мы видим совсем иное, и это напоминает какую-то авантюру. Микроскопический сбор в 1000 рублей, к тому же непонятно на каком основании взимаемый, ни от чего никого не ограждает, и никак не облегчает работу честного и «белого» бизнеса. Пока все это выглядит юридически сомнительно и довольно бессмысленно», – рассуждает Диана Фердман, генеральный директор агентства путешествий «Бельмаре».

А ПОЧЕМУ ПЛАТИТЬ 1000 РУБЛЕЙ?

Создание и ведение реестра турагентств дирекция «Турпомощи» обосновывает Положением «О порядке формирования и ведения сведений о Турагентах (Реестра) Ассоциацией «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь».

Действительно, если пробраться в этом документе сквозь дебри нестыковок и косноязычия, можно понять, что «6.2. Размер Платы и порядок ее внесения определяются и утверждаются решением Наблюдательного Совета Объединения по представлению Директора Объединения и Комитета по взаимодействию с Турагентами, по итогам ежегодного заседания, проводимого по окончании каждого финансового года». Было ли такое заседание по итогам 2017 года – неизвестно, на сайте «Турпомощи» найти никакой информации об этом не удалось.

Зато нашлось Положение о Наблюдательном совете, в котором перечислен перечень вопросов, относящихся к его компетенции. И утверждение размера платы за участие в реестре турагентств в этом перечне не указано.

Более того, если внимательно изучить раздел «Документы Ассоциации» (предварительно поборов в себе раздражение от постоянно появляющейся на весь экран рекламы, блокирующей работу с сайтом), то можно увидеть, что для ознакомления общественности представлен только один протокол Наблюдательного совета – от 27.06.2017 г., причем просто в формате Word, без подписи уполномоченного лица.

Поэтому сразу возникают вопросы: а утверждалась ли плата за реестр в 2018 г., было ли это действительно оформленное решение Наблюдательного совета? А  не, например, единоличные решения кого-то из дирекции?

ЗА ЧТО ПЛАТИМ?  

Редакции «Вестника АТОР» удалось получить комментарий заместителя директора Объединения «Турпомощь» Сергея Голова. По содержанию самой рассылки в четверг г-н Голов комментариев не дал, сославшись на то, что это «обычный рабочий процесс». Однако он пояснил корреспонденту «Вестника АТОР», на что расходуются собираемые с агентов деньги за участие в реестре. «На администрирование самого реестра», – сообщил г-н Голов.

С одной стороны, такая позиция заместителя директора «Турпомощи» вроде бы имеет под собой основания: в Положении о реестре действительно указано, что: «6.5. Средства, сформированные за счет внесения Турагентами Платы, могут использоваться исключительно для обеспечения финансирования расходов, связанных с деятельностью Объединения по формированию и ведению Реестра Турагентов».

С другой стороны, в Положении о реестре также говорится, что «плата за администрирование Реестра Турагентов, связанная с финансированием расходов на обеспечение текущей деятельности Объединения, в части формирования и ведения Реестра Турагентов, является имуществом Объединения».

Но вот незадача: по Уставу Турпомощи «имущество Объединения может использоваться исключительно в целях, ради достижения которых оно создано», а это никак не «администрирование реестра», а оказание помощи туристам. Что-то не сходится и здесь с юридическими обоснованиями.

Но это еще цветочки. Еще один принципиальный момент, который интересует, пожалуй, уже всю туристическую общественность: а сколько же средств надо «Турпомощи» на администрирование реестра?  Есть ли какие-то сметы и документы, подтверждающие расходы на «ведение реестра» – т.е. копирование информации, присланной агентом, и нажатие кнопки, подтверждающей размещение информации на сайте?

И где можно эти документы посмотреть? Или же сколько средств соберут, столько на ведение реестра и потратят? Соберут 300 тысяч и потратят на «администрирование реестра»? А если миллион? Два? Десять? Расходы на «администрирование реестра» будут расти в этих случаях пропорционально собранным средствам? Но не противоречит ли это здравому смыслу (по меньшей мере)?

КАКОЙ РЕЕСТР НУЖЕН ДЛЯ «ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКИ»?

Кстати, в письме «Турпомощи» есть и еще одно «обоснование» необходимости участвовать в ее платном реестре – это, как ни странно, «Электронная путевка». В рассылке «Турпомощи» говорится, что эта система станет обязательной с 1 января 2019 года, и более того, «фильтром системы [«Электронная путевка»] станет не только реестр туроператоров, но и реестр турагентов Ассоциации «Турпомощь» для обеспечения полноценного контроля за действиями участников рынка».

Источники, знакомые с перипетиями системы «Электронная путевка», сильно сомневаются в том, что данный тезис отражает наблюдаемую реальность. Во-первых, со сменой куратора отрасли на Минэкономразвития, а оператора «Электронной Путевки» – на «Ростех», судьба этого скандально известного проекта вообще крайне туманна – очень велики шансы на то, что систему будут переделывать, причем кардинально.

Во-вторых, практически невероятно, чтобы «Ростех» принял в качестве фильтра реестр «Турпомощи», который содержит в лучшем случае 20% от общего числа турагентств страны, а в худшем – 10%.

В-третьих, и это самое главное – в текущей версии «Электронной путевки», которую видели туроператоры перед удалением ее с сайта Ростуризма, реестр агентов заводился самими туроператорами вручную путем выгрузки своих баз. Так делалось в том числе и потому,  что реестр «Турпомощи» не отражает реального количества и состава розничных партнеров ТО.

Прибыль от ведения реестра руководство «Турпомощи» не называет, но, как уже говорилось, судя по данным источников редакции «Вестника АТОР», уникальных агентств в реестре чуть более 2 тысяч. Т.е. доход от реестра составляет не менее 2 млн рублей (в первые годы создания реестра было явно больше). Это значит, что в месяц на администрирование реестра дирекция «Турпомощи» закладывает не менее 150 тыс. рублей.

Для сравнения – совместный каталог агентов, который ведут АТОР и АТА при поддержке Tourprom.ru, вообще бесплатный для участников, а компаний в нем гораздо больше, чем в текущем списке «Турпомощи» – свыше 7000 агентств. Может, тогда в систему «Электронной путевки» предложить внести список совсем не «Турпомощи»? Бизнесу точно от этого будет и проще, и надежней, и, главное – все будет бесплатно для всех.

ПЛАТИТЬ ПО ВТОРОМУ И ТРЕТЬЕМУ КРУГУ?

Интересен и еще один момент. Рассылка «Турпомощи» с предложением вступить или продлить участие в Реестре за скромную плату в 1000 рублей идет всем агентствам. Как удалось выяснить в общении с турагентами «Вестнику АТОР» – и тем агентствам, за внесение которых в реестр платит их партнер – туроператор, или же сеть турагентств, в которую они входят.

Рассчитывают ли авторы рассылки на неоднократные поступления в бюджет Объединения средств от одного и того же агентства – неизвестно. Однако сами агентства удивлены.

«Другим турагентам я бы посоветовала ничего и никому не платить по этому письму – тем более, что за многих агентов уже платят взносы в «Турпомощь» туроператоры или агентские сети. Не может ли оказаться так, что вы заплатите по второму, а то и по третьему кругу»?», – задается резонным вопросом Диана Фердман из Агентства путешествий «Бельмаре».

«Позиция Альянса Турагентств однозначна – призывы «Турпомощи» к турагентствам к платному участию в своем реестре путем подобных рассылок не имеют под собой никакого юридического основания, платить мы никому не рекомендуем. Мы уже донесли до Ростуризма информацию о рассылке «Турпомощи» и ждем от ведомства разъяснений по данному вопросу», – резюмирует позицию турагентского сообщества Наталья Осипова, исполнительный директор Альянса Туристических Агентств (АТА).

Фото: Вестник АТОР

Размешение Ваших турновостей на Pitert.Ru    Турновости, канал @pitertru в Telegram

Другие новости по теме «Финансы»

Апрель 15, 2024 - 08:58

В правительстве собираются трансформировать курортный сбор в туристический налог.

 

Апрель 11, 2024 - 18:01

В Санкт-Петербурге с 1 апреля начали взимать плату за пользование курортной инфраструктурой: 100 руб. с туриста за каждые проведенные в городе сутки.

 

Апрель 3, 2024 - 08:50

Сто тысяч человек, или около 5% от общего числа туристов, приехали в прошлом году в Петербург из Ленобласти. Речь о тех, кто остановился в гостинице и провел в ней две ночи.

 

Апрель 1, 2024 - 12:58

 Курортный сбор с 1 апреля начнут взимать в Санкт-Петербурге с совершеннолетних гостей, проживающих в гостиницах, апарт-отелях, санаториях и других объектах размещения более 24 часов.